Жёсткий разговор для Петра Порошенко

Алексей Мухин. © / РИА Новости

Словосочетание «Нормандский формат» невольно вызывает в памяти легендарное историческое «Нормандия-Неман». Собственно, он и должен сыграть серьёзную связующую роль между Востоком, который представляет Россия, и Западом в лице Франции и Германии. Модель взаимоотношений с явным союзническим подтекстом, напомню, должна была обязать конфликтующие стороны — ополченцев и ВСУ — выполнить ряд процедур, которые должны были, расположенные в особом порядке, гарантировать вывод региона из весьма тяжёлого состояния.

   
   

Очевидно, что Киев также рассматривает исполнение или неисполнение минских соглашений как своеобразную лакмусовую бумажку: насколько далеко он может зайти в эскалации конфликта на чужом теперь для него Донбассе, насколько ему будет позволено демонстрировать свою безнаказанность?

Понятно, что убийство накануне встречи «нормандской четвёрки» одного из самых знаковых и популярных лидеров ополчения — Арсения Павлова, известного по позывному «Моторола» — было призвано спровоцировать ответное насилие и эмоциональные решения со стороны руководства ДНР и ЛНР, чтобы создать определённый фон для встречи в Берлине. Благодаря усилиям (в том числе российской стороны) удалось избежать такой ошибки и не дать повода для сворачивания активности в направлении установления мира на Донбассе.

Впрочем, у участников встречи должны быть вопросы к Петру Порошенко: имеется публичная информация о том, что он фактически пригрозил убийством командиру подразделения «Спарта» около месяца назад. Такого рода обстоятельства требуют отдельных пояснений, потому что де-факто дают основания предполагать причастность официального Киева к террористической деятельности: Арсений Павлов был взорван в лифте жилого дома, жители которого были подвергнуты серьёзной опасности.

Этот инцидент, а также ряд явно агрессивных выпадов вооружённых сил Украины против ополчения и населённых пунктов Донбасса, конечно, грозит серьёзными последствиями и фактическим срывом договоренностей. Ситуация усложняется ещё и тем, что западные партнёры постоянно пытаются «переформатировать» уже созданную рабочую модель: то предлагают «подключить» к процессу США, то требуют внести в повестку дня «сирийский вопрос».

В результате российская сторона настояла на том, что в «нормандском формате» ни США, ни Сирии не будет, а будет обсуждаться исключительно проблема нынешней эскалации вооружённого конфликта на Донбассе. Судя по всему, в неприятном для Порошенко ключе. Президент Украины уже успел заявить, что не ожидает от встречи «прорыва».

Может быть, прорыва действительно не случится, но жёсткий разговор с украинским президентом явно будет. Речь ведь идёт о репутации европейских стран, главы которых гарантировали выполнение минских соглашений со стороны Киева. Однако, спустя два года «замыливания» проблемы, звучит прямой отказ от исполнения утверждённой схемы разрешения конфликта.

   
   

Такой имиджевый удар по западным политикам может стоить им будущего. Впрочем, и Олланд, и Меркель вскоре покидают свои посты по истечении срока полномочий, так что «дотянуть» им осталось совсем немного.

Очевидно, что после их ухода украинская сторона будет освобождена от какой-либо ответственности за неисполнение Минска-2. И это, конечно, печально.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: