Старейшая в мире исследовательская организация — германский Фонд им. Фридриха Эберта — опубликовала обширный доклад о российской молодёжи, её ценностях, ориентирах и установках.
Результаты исследования Фонда Эберта дают возможность посмотреть на будущее страны не как на «картину маслом» в духе официального оптимизма, а объективно.
О чём же пишут немецкие исследователи? О том, что в политическом и общественном поле нынешняя российская молодёжь скорее пассивна, чем активна. В целом молодые люди не считают себя приверженцами какой-то чётко сформулированной политической системы. Политикой интересуется лишь каждый пятый. Даже в семье политические вопросы обсуждаются крайне редко. Молодёжь могут эмоционально задеть, обидеть какие-то ошибки или просчёты власти (аресты молодёжных активистов, неправомерные запреты, мелочность ограничений, навязчивость пропаганды), но в целом парни и девушки ощущают себя частью существующей системы и не имеют намерений её ниспровергать.
Отцы и дети
Исследование проводилось в возрастной категории 18–35 лет, т. е. среди самых динамичных групп населения, которые, с одной стороны, уже включены в общественные процессы, а с другой — ориентированы на будущее. Готовность участвовать в политике проявляют лишь 8% опрошенных. Почти нет желающих вступить в ту или иную партию. И неслучайно внешний вид «партийных рядов» (будь то в КПРФ, «Единой России» или в «Справедливой России») не прибавляет бодрости: они больше похожи на встречи ветеранов. Зюганов в пионерском галстуке выглядит на этом фоне почти юным ленинцем. Даже в, казалось бы, модное течение — волонтёрство — молодёжь, по мнению социологов, нередко приходится затаскивать всякого рода посулами. На волонтёрство молодёжь смотрит как на разновидность комсомола. Как правило, в волонтёры идут (в 70% случаев) работники учреждений образования либо члены уже существующих молодёжных организаций. То есть те, которых можно «ненавязчиво подтолкнуть». Речь, разумеется, не о тех волонтёрах, которые из чисто гуманистических побуждений идут сдавать кровь или помогают больным детям. В целом же приоритетами для себя молодёжь считает образование, выбор профессии, самореализацию, личную жизнь, отношения с другими людьми.
Нюансы и соблазны
Не секрет, что в нашей стране среди взрослого населения и особенно среди пенсионеров (наследников СССР) велик процент сторонников (как модели управления) сильной руки и жёсткой вертикали власти. Исследование Фонда Эберта выявило, что среди молодёжи почитателей сильной руки и приверженцев авторитаризма в 2,5 раза меньше, чем в более возрастных слоях населения. В молодёжной среде преобладают либеральные и социал-демократические идеи. Но в сильно размытом, не сформулированном виде. Тут можно скорее говорить о склонностях, чем об убеждениях. Склонность к либерализму и социал-демократии проявляют 40% молодых людей.
При этом значительную часть населения всё ещё манят соблазны прошлого — имперского и коммунистического. И это притом что и сама империя (как территориальное образование), и империя коммунизма (как образование идеологическое) в одночасье рухнули в 1991 г. Приходится лишь удивляться тому, что имперские идеи продолжают бродить в умах значительной части населения. Отчасти, на мой взгляд, это объясняется ностальгией стареющей и более бедной части населения по «советскому величию» и соблазнами уравниловки. Но в немалой степени — и усилиями пропаганды. Постоянные внушения «особости», «патриотической жертвенности», «богоизбранности», «особого пути», попустительство «народным» лозунгам «можем повторить» и «чтобы нас все боялись» могут обернуться для страны неприятными внешнеполитическими последствиями.
Уже сегодня процент жителей РФ, считающих, что будет новая война и что она затронет Россию, заметно превышает оценки жителей Западной Европы. И это даёт нашим политическим недоброжелателям дополнительные аргументы для обвинений России в милитаризме и агрессивности. Возрождению имперского мышления и «народной воинственности» способствует и частичная реставрация культа Сталина. Попустительство властей такого рода пропаганде уже привело к тому, что в стране начал расти электорат коммунистической ориентации. До 11% выросла доля молодёжи, разделяющей коммунистические идеалы.
Есть и ещё один тревожный нюанс — возрождение национализма. Исследование вырисовывает портрет нового русского националиста. Это подростки, люди без законченного среднего образования, из малообеспеченных семей и живущие в небольших городах, где ограничен доступ к культуре, к интеллектуальному общению и образованию. Наблюдающееся в стране падение уровня жизни, а также наличие большого числа мигрантов (энергичных и нетребовательных конкурентов на рынке труда) способствуют нарастанию националистических настроений.
* * *
Но здесь возникает некоторое противоречие: с одной стороны, молодёжь (66% опрошенных) считает, что её мнение мало интересует политиков и государство, что у неё нет реальных средств влияния на власть. А с другой — именно к этому «безучастному» государству молодёжь предъявляет требования, чтобы оно решало проблемы общества и было ответственным за улучшение ситуации в стране. Иными словами, среди молодёжи довольно высок запрос на сильное и социально активное государство.
Словом, уличных манифестаций с участием тысяч молодых людей, бунтов с погромами и стычками с полицией нынешние замеры настроений российской молодёжи, проведённые Фондом Эберта, слава богу, не предвещают.
Правильное исследование! Я было подумал, а не заказано ли оно из Кремля? Но, почитав в интернете о том, что Фонд Эберта «является одним из самых компетентных, независимых и уважаемых исследовательских центров в мире», отверг это предположение.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции