Выгодные проблемы Порошенко

Алексей Чеснаков. © / Евгений Одиноков / РИА Новости

Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев неожиданно выступил в качестве защитника украинского коллеги и сообщил, что Порошенко склонен к компромиссам, но выполнить Минские соглашения ему мешает Верховная Рада: «Недавно Порошенко мне звонил: принять статус Донбасса и второго региона, который там есть, не позволяет (отсутствие своих депутатов — прим. ред.), нет у него большинства в Раде».

   
   

Порошенко часто апеллирует к тому, что у него «нет большинства» в парламенте, но говорит это, когда выгодно. Чаще всего этот приём встречается в его разговорах с главами стран, в которых уважение к парламенту как к институту возведено в абсолют. Однако западные политики всё равно не доверяют подобным аргументам. Причины две.

Во-первых, все знают, что Порошенко для перестраховки сам активно разваливал номинальное и реальное парламентское большинство, необходимое для формирования правительства. И президент Украины немедленно забывает об отсутствии большинства, как только ему напоминают, что в таком случае, по конституции страны, правительство не полномочно.

Во-вторых, вслед за жалобами на отсутствие большинства для принятия закона об особом статусе Донбасса украинский лидер заверяет немцев и французов, что «такое большинство он сформирует без проблем, как только те надавят на Путина» и «нормандская четвёрка» переформатирует Минские соглашения, как выгодно Киеву. В Берлине и Париже ни для кого не секрет, какие механизмы сколачивания большинства в таком случае украинский президент предполагает использовать: деньги, компромат, административный ресурс.

Понимая, что все эти ссылки выглядят нелогично, Порошенко использует и общественное мнение. Приближённые политологи в нужный момент по команде твердят, что Рада выступит против президента, если тот будет настаивать на выполнении Минска-2. Преувеличение опасности позволяет легче торговаться.

Порошенко любыми способами продолжает создавать устойчивое впечатление о минимальных собственных возможностях в отношениях с Радой. На деле это «самоограничение» никак не сопровождается обычными в подобных случаях сигналами по поводу попыток данные возможности расширить. Это показывает, что президент и парламент как раз довольны сложившейся диспозицией и с удовольствием играют в эту игру.

Хотя, когда Порошенко нужно, чтобы Рада приняла «правильное» решение, большинство тут же набирается. Так было при голосовании за кандидатуру его дружка Юрия Луценко на должность генпрокурора. Все помнят, какой мощной кулуарной работой это назначение сопровождалось. В ход шли все ресурсы.

   
   

В случае же с Минскими соглашениями о такой работе не слышно. Ни сам Порошенко, ни его эмиссары (формальный и неформальные) не работают с депутатами, не проводят встреч, не сообщают об этом СМИ, не посылают сигналы. Все ограничиваются заявлениями, что Минские соглашения нужно выполнять и как им сложно работать. Слова, слова… Одни слова.

Но политика — это ещё и действия. Нет действий — нет политики. В сложившихся условиях можно зафиксировать — пока мы не получим внятные сигналы о том, что украинский президент начал активно действовать для получения нужного результата в Верховной Раде, к его ссылкам на проблемы с Радой можно относится либо как к публичному признанию в собственной беспомощности, либо как к примитивной уловке, призванной вызвать жалость. А чего его жалеть? Беспомощные политики не выживают.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции