В поисках несуществующей двери. Будет ли найден ответ на Курильский ребус?

Вячеслав Костиков. © / АиФ

Вот и очередная попытка В. Путина и С. Абэ договориться в Москве (при обоюдном желании) окончилась фактически ничем.

   
   

Поиски приемлемого для обеих сторон решения начались ещё в 1956 г., когда с согласия Н. Хрущёва была подписана дек­ларация, предполагающая, что в случае подписания мирного договора СССР с Японией по­следней могут быть переданы два острова Курильской гряды. Это был модный в те времена «жест доброй воли» со стороны СССР. «Доброй» – потому что никакого юридического основания для передачи островов не было. Его нет и сегодня. Острова достались СССР по результатам Второй мировой войны, в которой Япония (союзница,напомним, гитлеровской Германии) потерпела поражение. Но до начала 1990-х гг. вопрос о принад­лежности островов «тлел» очень медленно. Кучу послевоенных «углей» не хотели ворошить ни советская, ни японская сторона.

Дипломатическая машина завертелась после распада СССР, когда на фоне разговоров о том, что СССР проиграл холодную войну, возникло крайне вредное представление о том, что Россия, дескать, оказалась на коленях и что без помощи других государств она встать не сможет.

Проблемы между Россией и Японией начались ещё в XIX в. и до сих пор не разрешились. Английская карикатура на русского царя и японского императора, начало XX в. Фото: Public Domain

Ошибка Козырева

На мой взгляд, ошибка нашей дипломатии времён, когда во главе МИДа стоял А. Козырев (ныне проживает в США), состояла и в том, что Москва стала упорно настаивать на заключении мирного договора с Японией. И в качестве подарка за такой договор готова была отдать два острова с присказкой «а там видно будет». Без мирного договора мы живём до сих пор.

Существовала и до сих пор существует иллюзия, разделяемая и населением, и руководством страны, что, как только мирный договор будет подписан, в Россию хлынут немереные японские деньги и замечательные япон­ские технологии. Но никто не может ответить на вопрос: а почему же они не хлынули до сих пор? Ведь, казалось бы, создание на Дальнем Востоке крупных совместных предприятий с участием японского капитала могло быть выгодно и для японской экономики. Теоретически – да. Но дело в том, что в условиях мощного послевоенного экономического рывка и последующей глобализации Япония обзавелась таким количеством выгодных партнёров, создала такую сеть устойчивых экономических и финансовых связей, что вовлечение в эту глобальную японскую империю России не представляется для японцев жизненно необходимым. Главным их партнёром остаются США, на которые ориентированы 42% японского капитала.

А как же разговоры о том, что Россия может обеспечить Японию сырьём и энергоресурсами? Но дело в том, что для этого никакого мирного договора не нужно. Обладая мощными финансовыми ресурсами, Япония и сегодня покупает и на мировом, и на сырьевом рынке России всё необходимое. А предложить ей что-то, помимо сырья и энергоресурсов (и тем самым создать необходимую экономическую и политическую тягу), Россия при нынешнем состоянии её экономики не может.

Неудивительно, что при отсутствии реальной заинтересованности вклад Японии в развитие нашего Дальнего Востока (несмотря на благостные декларации о намерениях) остаётся крайне эфемерным. Теоретически в рамках «плана сотрудничества» существует более 150 проектов. Но, перечисляя накануне своего последнего приезда в Москву примеры япон­ского участия в развитии Дальнего Востока, японский премьер Абэ не смог назвать ни одного крупного проекта, который был бы значимым для российской экономики. В его списке такие сферы, как увеличение продолжительности жизни, программа профилактики ожирения, меры по улучшению городской среды, внедрение новой системы светофоров, утилизация отходов, проект по ветроэнергетике, развитие производственных мощностей в сфере сельского хозяйства и рыбной промышленности. Во время совместной пресс-конференции по итогам последних переговоров с Абэ Путин тоже не озвучил сколь-нибудь значимых прорывных проектов. По ряду проектов многие годы ведутся нескончаемые «консультации», но результатов, которые могли бы повлиять на политику, увы, нет.

   
   

 

Политический затор

Переговоры по мирному договору осложнены и тем, что вопрос об островах, по крайней мере для японской стороны, прежде всего, – внутриполитический. В меньшей степени, но это относится и к России. Общественное мнение в Японии крайне негативно по отношению даже к тому, чтобы получить два острова. Требуют все четыре. Используя вопрос о Курилах, государственная пропаганда в течение уже полувека культивирует антироссийские настроения. В Японии есть даже праздник – День северных территорий, и в этот день у российского посольства в Токио местные националисты жгут российские флаги. В Японии вопрос об островах заметно влияет и на рейтинги партий и премьера. И хотя перед поездкой в Москву Абэ поклялся на  могиле отца поставить точку в вопросе об островах, крупно рисковать своим рейтингом он не может. Сходные мотивы есть и у президента Путина.

Гордиев узел

Крайне политизирован ост­ровной вопрос и в России. У Б. Ельцина на пике популярности был соблазн разрубить этот гордиев узел. В 1992 г. активно готовился его визит в Токио, и в повестке дня было подписание мирного договора. Но буквально за несколько дней до начала визита поездка была аннулирована. Как пресс-секретарь президента, я хорошо помню скандальную пресс-конференцию, на которой мне пришлось объявить об отмене поездки. Японские дипломаты и журналисты были шокированы.

Причин отмены визита было несколько. Главные – две. Первая: накануне визита Япония, рассчитывая на тогдашнюю уступчивость российской дипломатии, резко и бестактно усилила политическое и пропагандистское давление на Москву. И вторая: Ельцин испугался, что и сам визит, и возможный компромисс обвалят его рейтинг и усилят шансы крайне агрессивной тогда коммунистической оппозиции в Верховном Совете на импичмент.

Нельзя исключить, что и сегодня вопрос о рейтинге (теперь уже Путина) маячил за кулисами переговоров с Абэ. Несомненно, что в случае малейшей уступки оппозиция (как левая, так и либеральная) уже приготовила для президента свои шпильки. Несомненно, что против передачи островов выступает и наше военное лобби. Аргумент как бы лежит на поверхности: в случае передачи островов США могут попытаться установить там свои ракеты. И хотя с точки зрения времени подлёта ракет это мало что меняет для безопасности России, психологически на население это воздействует сильно. В Москве и в ряде других городов уже прошли демонстрации (незначительные) под лозунгами «Курилы наши!».

* * *

Каковы шансы решения этой болезненной для обеих сторон головоломки? Думаю, что реальные перспективы лежат не в календаре ближайших лет, а в перспективе десятилетий. И формат решения будет определяться не столько волей лидеров двух стран, сколько развитием геополитической ситуации в мире и в Дальневосточном регионе. Важными факторами, которые будут влиять на геополитику, здесь являются всё возрастающая экономическая и политическая мощь Китая и возникающие у китай­ского руководства в этой связи амбиции. Растущие бицепсы КНР серьёзно волнуют и Японию, и США. Рискну дать один из вариантов возможного развития событий. Усиление Китая (если оно начнёт приобретать опасные формы) может повлечь за собой поиск новой формулы сотрудничества России, США и Японии, при которой вопрос о двух (или четырёх) крохотных островках (а тем более о рейтингах) станет второстепенным как для России, так и для Японии.

Буквально на глазах мир становится всё менее предсказуемым. И политикам в своих нескончаемых спорах о том, у кого громче голос и выше рейтинг, следует помнить об этом. И конечно, искать дверь с надписью «Выход». Даже если этой двери пока нет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции