Половина украинцев (46%) считает, что в случае возвращения Донбасса на Украину отношения Киева с мятежными территориями должны быть такими же, как и с остальными областями. 25% опрошенных, однако, выступают за более жесткий контроль этих регионов. Опросы эти недавно проводил Киевский международный институт социологии.
На первый взгляд, половина украинцев, вроде бы высказывающаяся против репрессий и за равные отношения между всеми регионами страны — позитивное явление. Радикалы в меньшинстве. Но это на первый взгляд. Всё обстоит гораздо хуже.
Не для того Донбасс восставал, чтобы затем интегрироваться обратно в Украину на «равных условиях». Тем паче, что эти условия будут «равными» только на бумаге, а на деле, в случае капитуляции республик, местное население ждут массовые репрессии и чистки. В Кремле осознают: при нынешней украинской власти не быть Донбассу в составе Незалежной.
За 2016 год так и не удалось добиться мало-мальских результатов в переговорном процессе на минском поле. Даже «дорожную карту» по претворению в жизнь самих соглашений не согласовали. А первоначально требовавшие «особого статуса» руководители республик теперь считают его пройденным этапом в требованиях и настаивают на конфедеративном статусе в случае возвращения в состав Украины. И это при том, что Захарченко, Плотницкий и Пушилин — никакие не радикалы, а вполне себе договороспособные люди. Что же будет, если от имени ДНР и ЛНР заговорят более решительно настроенные на разрыв связей с Киевом ребята?
Не исключаю, что в опроснике социологов и не было варианта с «особым статусом». И что, действительно, 46% выступающих за «равные полномочия» респондентов — это сторонники мира с Россией и Донбассом, а не самостийные унитаристы, мечтающие о стране, где все будет под одну гребенку. Но тем печальнее тот факт, что это большинство говорящих на русском языке и чтящих русскую культуру людей пытаются ассимилировать 25% агрессивно настроенных любителей факельных шествий. Причем, я уверен, что таковых не 25% на Украине, а куда меньше, но они стали мейнстримом, их слушаются и их сравнивают с собой остальные граждане. Полк «Азов» с его капищами и кострами стал культурным эталоном постмайданной Украины.
Нет, Россия ещё не проиграла свою борьбу за умы и души украинцев. Для их разворота к нам необходима контрреволюция. Ведь Майдан так и не добился своих целей: в Европу ни Украину, ни её граждан не берут, финансовая помощь стране международными структурами будет урезана, реформы не проводятся вообще, а уровень коррупции — на уровне самых отсталых африканских государств. Отрезвление от самостийного дурмана неминуемо, и этот шанс Россия обязана использовать.
Украина всё больше и больше приобретает черты failedstate. Её институты неэффективны, а элиты неконсолидированы. Даже выстроить понятную историческую цепочку преемственности становится невозможно, когда у вас в героях один Бандера. И начинают выскакивать анекдоты про «Чайковский — украинец» и «Владимир Красное Солнышко — основатель Украины». Нам-то это смешно, а вот самым свидомым противникам России в эти моменты хочется плакать от бессилия.
Искать виноватого в сложившемся положении контрпродуктивно. Ответственность лежит и на нынешней, и на прошлой украинской власти. Украину можно вернуть в цивилизованную орбиту России, но для этого теперь надо потрудиться, причем больше, чем если бы Майдан еще не состоялся.
Раньше-то у нас была возможность использовать пророссийских сторонников в этой стране, теперь же это весьма затруднительно. Остаётся надеяться на здоровое противодействие тех слоёв населения, которые не готовы платить столь чудовищную цену за антироссийский вектор киевской политики, и виртуозность руководства Донбасса, которому ничего не остается, как переманивать на свою сторону украинских граждан. Не деньгами и сладкими посулами безграничного социального велфера, каких, естественно нет, а используя потенциал русской культуры и инициативы сторонников единства с Россией.
2017 год обещает оказаться богатым на политические события, способные коренным образом изменить расстановку сил у нашего соседа. Выборы во Франции и Германии, рост недовольства в самой Незалежной в связи обломанной «революцией надежд» изменят украинское политическое поле, вынуждая одних деятелей сойти с арены, а других, наоборот, активнее себя проявлять. Не сидеть сложа руки — вот каким должно быть кредо российской внешнеполитической линии на Украине.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Анатолий Салуцкий: «Забота власти — добиться справедливости для каждого» →
- Эмбарго на себя же и наложили →
- В поисках друзей →