Судьбу Украины Москва будет решать напрямую с Вашингтоном

Вадим Самодуров. © / Из личного архива

Недавний визит в Киев и затем в Москву помощника госсекретаря США Виктории Нуланд запомнился дежурными заявлениями о необходимости соблюдения Минских соглашений.

   
   

После рабочей встречи с помощником президента РФ Владиславом Сурковым, на которой, по утверждению пресс-секретаря главы России Дмитрия Пескова, произошёл обмен мнениями по ситуации на юго-востоке Украины, Нуланд заявила, что США не признают выборы на Донбассе, если они будут проведены вне Минских соглашений, подразумевающих принятие Украиной отдельного закона о выборах. Такое заявление можно трактовать двояко. С одной стороны, рядом российских экспертов ранее озвучивалась идея о проведении выборов в Донбассе, независимо от того, примет ли Украина согласованный закон о выборах или нет. С другой же, это заявление можно расценивать как недвусмысленный сигнал Киеву, что пора бы уже начинать реализовывать собственную часть минских договорённостей. Тем более показательно, что сам Минск-2 был предложен именно Москвой, то есть формально США в лице Нуланд настаивают на соблюдении именно российского варианта урегулирования конфликта в Донбассе.

Важно отметить, что на днях стало известно, что США решили поменять посла на Украине. Место Джеффри Пайетта готовится занять Мари Йованович, до этого занимавшая пост посла на Украине с 2001 по 2004 годы и запомнившаяся резкими обвинениями тогдашнего украинского правительства в нарушении западных антииранских санкций. Кроме того, Йованович в разные периоды представляла интересы США в Киргизии и Армении. К тому же новый американский посол на Украине имеет русские корни, что может поспособствовать сближению Москвы и Вашингтона в деле давления на Киев.

Что касается Украины, то киевский режим непосредственно после визита Нуланд отметился скандальным переименованием городов и камланием по поводу годовщины депортации крымских татар. Помимо всего, снова активизировались недовольные Порошенко украинские радикалы. Так, в пятницу возле Верховной Рады митинговали бойцы батальона «Азов», требовавшие от украинской власти не выполнять Минские соглашения, которые расцениваются ими как предательство. Даже если не брать в счёт имеющиеся экономические проблемы Украины, не прекращающееся падение ВВП, экспорта и рост безработицы, любой диалог с властями, которые могут только митинговать, лить слёзы о реальных и мнимых геноцидах из прошлого и бороться с историческими памятниками, сложно назвать конструктивным.

С другой стороны, и США, контролирующие сейчас магистральные действия украинской элиты, не очень хотят, чтобы ситуация вышла из-под контроля. Ближневосточная практика наглядно продемонстрировала, что бывает, когда управляемый хаос вдруг становится неуправляемым, и филиал ИГИЛ* в сорокамиллионном государстве на окраине Европы Штаты явно получить не хотят. В этой ситуации разумнее перевести Украину на «ручное управление», ради чего, скорее всего, Америка и поменяла собственного посла. В этой ситуации Кремлю логичнее все переговоры относительно перемирия в Донбассе, местных выборов в народных республиках и конституционной реформы Украины вести не с Киевом, а напрямую с Вашингтоном.

Тем более, у США есть дополнительный мотив для того, чтобы способствовать реализации Минских соглашений. Так, выборы президента США назначены на ноябрь. И к этому моменту Демократическая партия пытается сгладить все острые внешнеполитические моменты. В том числе и украинский кризис. Как это ни парадоксально, но главный интересант в реализации Минских соглашений сейчас — это возможный кандидат на пост главы Овального кабинета Хиллари Клинтон, поскольку именно ей выгодна наиболее «чистая» внешнеполитическая история. Политические оппоненты, в частности Дональд Трамп, ставят в вину демократам неумение наладить конструктивный диалог с Россией. В таком положении выполнение минских договорённостей могло бы стать одним из немногих козырей в рукаве демократов.

Москва же может использовать сложившееся положение в своих целях. И сейчас важно обозначить конкретные требования к Украине, которые следует озвучить Вашингтону. Во-первых, реальное, а не формальное прекращение огня на линии соприкосновения в Донбассе. В первую очередь это относится к обузданию многочисленных формирований национальной гвардии Украины. Киев должен жёстче контролировать их активность, а любое нарушение режима перемирия, будь то миномётный обстрел мирных населённых пунктов, скопление бронетехники или попытка прорыва на том или ином участке фронта, должно фиксироваться, доводиться до сведения мировой общественности и США. Во-вторых, на Украину нужно максимально жёстко давить в плане конституционной реформы и принятия закона о выборах. Только США могут заставить Раду принять согласованное с представителями народных республик Донбасса законодательство и провести эти выборы на тех условиях, которые устраивают Кремль, Донецк и Луганск. И, наконец, в более широком плане — вынудить Украину провести хотя бы показательный процесс над собственными военными преступниками, отказаться от политики реабилитации нацистских коллаборационистов и однобокой русофобской риторики.    
   

Нельзя дать чётких гарантий, что всё это будет выполнено, однако именно сейчас самое время для того, чтобы начать российско-американский диалог по украинскому вопросу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


*Террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории России.