Призрак федерализации Украины

Денис Денисов. © / Коллаж АиФ

Очередным потрясением для режима Порошенко на Украине стали обращения ряда областных советов к президенту, премьер-министру и главе Верховной Рады относительно необходимости подписания договоров о распределении полномочий между Кабмином, Областными Государственными Администрациями и Облсоветами.

   
   

Казалось бы, что могло в очередной раз так сильно напугать украинскую власть, представители которой на перебой стали обвинять принявшие обращения облсоветы (Одесский, Житомирский, Хмельницкий, Кировоградский и Ивано-Франковский) в сепаратизме, создания условий для угрозы государственной безопасности, ну и традиционно подыгрыванию Российской Федерации? 

В обращениях констатируются низкие темпы реформ местного самоуправления, незавершенность реформирования бюджетной системы, отсутствие реформ в земельной, образовательной, медицинской и других сферах, отсутствие системы взаимоотношений между центральными органами исполнительной власти и соответствующими органами местного самоуправления и др.

По мнению представителей областных советов, договорные отношения позволят обеспечить распределение полномочий, позволит сформировать новую, динамичную и эффективную региональную политику, даст возможность разрешить характерные вопросы для всех областей и учитывать специфику каждого отдельного региона. 

По сути эти обращения вызваны ничем иным, как констатацией катастрофической ситуации в регионах в первую очередь в экономической сфере. В настоящий момент главное «достижение» центральной украинской власти в проведении децентрализации заключается в том, что на балансы областей передаются объекты инфраструктуры, больницы, школьные учреждения и др., и теперь регионы самостоятельно должны финансировать целый ряд подобных объектов. 

В тоже время, как известно и Порошенко, и глава кабмина Гройсман, достаточно часто хвастаются перед своими западными партнерами, что реформы в аспекте децентрализации Украины идут «бурными» темпами. Хотя изменения в конституцию до сих пор не приняты, и совершенно не очевидно, что они будут приняты в будущем. 

С другой стороны, те изменения, которые предложил Порошенко, очень сомнительно, что могут способствовать передаче значительных полномочий регионам, а вот усилить власть президента могут вполне. 

   
   

Порошенко особо и не скрывает, что с помощью изменений конституции Украины в рамках децентрализации у него появляются новый рычаги воздействия на местные органы власти, так отвечая на вопрос относительно обращений областных советов по вопросу заключение «особых договоров о разделении полномочий» между Кабинетом министров и Областными Государственными Администрациями. Порошенко заявил, что если бы его законопроект о децентрализации власти уже вступил бы в силу, то после подобных обращений областных рад, «их необходимо было бы вообще распустить указом президента, а депутатов разогнать по домам и назначить дату перевыборов».

И в заключении несколько слов о традиционном «российском следе» в обращениях облсоветах. Во-первых, во всех случаях голосования за Обращение одними из основных хедлайнеров процесса являлись депутаты «Блока Петра Порошенко», видимо такое общение с лидером своей политической силы, единственно возможное в сложившихся условиях. Во-вторых, одними из инициаторов голосований были представители фракций «Батькивщины», которую как известно возглавляет Юлия Тимошенко. Объяснить такую активность достаточно просто, по последним социологическим исследованиям лидер «Батькивщины» более чем на 10% опережает действующего президента, в случае выхода во второй тур этих политиков (КМИС, май-июнь 2016) исходя из этого, Юлии Владимировне необходимо значительно расширять спектр актуальной риторики, а такая проблема как взаимоотношения центра и регионов, отлично подходит под эту задачу. В-третьих, в Ивано-Франковске, проголосовало 75 из 84 депутатов, из следующих фракций: «БПП», «Батькивщина», «Свобода», «Укроп», «Самопомощь», как можно увидеть все партии с ярко выраженным «промосковским» уклоном. 

Война Порошенко с «ветряными мельницами» приводит к все более ухудшающейся ситуации на Украине, он повторяет путь экс-премьера Яценюка, которого население Украины просто ненавидит (это подтверждают многочисленные социологические исследования) и по-видимому свой путь с упорностью достойной иного применения он хочет пройти до конца.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции