О чём глава ДНР разговаривает с гражданами Украины?

Вадим Самодуров. © / Из личного архива

Глава ДНР Александр Захарченко на днях провел «прямую линию» с жителями очередного украинского региона. Если до этого, 20 апреля, Захарченко в ходе аналогичной линии общался с харьковчанами, то сейчас настал черед жителей Бессарабии и Одессы. Отвечая на вопросы населения восточных и южных областей Украины, Захарченко критиковал Киев за невыполнение Минских соглашений, говорил о необходимости свержения Порошенко силами самих украинцев и последующей «денацификации» страны, а также о том, что с проведением местных выборов на Донбассе ни Минские переговоры, ни существование ДНР и ЛНР вовсе не прекратятся, а лишь выйдут на новый этап. Украинские власти встретили такую инициативу донецкого главы, по понятным причинам, без особой радости. Накануне прямой линии с харьковчанами СБУ организовала подставной сайт, где принимались вопросы главе ДНР якобы с целью выявления «пророссийски настроенных граждан», а многие украинские СМИ оценили подобное общение как «попытку дестабилизировать ситуацию на Украине».

   
   

Тем не менее, многим из следящих за ситуацией на Донбассе в России и даже самим жителям республик может показаться странным тот факт, что Захарченко выбрал именно сегодняшний момент для диалога с гражданами пусть и изначально «пророссийских», но находящихся сейчас под контролем официального Киева областей. Ситуация на линии соприкосновения оставляет желать лучшего. Несмотря на «пасхальное перемирие», о заключении которого договорились накануне майских праздников в Минске и заявление главы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине Эртугрула Апакана о намерении усилить контроль за ситуацией на Юго-востоке, обстрелы ДНР и ЛНР со стороны Украины не прекратились. Так, незадолго до майских праздников в ходе обстрела КПП в поселке Еленовка Донецкой области (произошедшем в ночь на 27 апреля, как раз во время визита на Украину помощника госсекретаря США Виктории Нуланд) погибли пятеро мирных жителей. Слухи о возможном «большом наступлении» ВСУ распространяются на Донбассе не то с тревогой, не то с надеждой на скорый выход из того состояния, который публицисты уже окрестили «перемирием по формуле Троцкого», имея в виду его знаменитую концепцию «ни мира, ни войны». В то же время, косвенными признаками того, что ополчение, несмотря на скепсис многих «караул-патриотов», способно постоять за себя, является как локальный характер самих украинских обстрелов, которые не перерастают в масштабное наступление, так и постоянные заявления представителей мирового сообщества о необходимости мира на Донбассе. Победного наступления ВСУ в ближайшее время ждать, скорее всего, не придется. Куда больше вопросов вызывают внутриполитические «разборки», ставшие в республиках в последнее время чем-то обыденным. В СМИ и блогосфере периодически всплывают подробности конфликтов между различными представителями власти в Донецке и Луганске, командирами ополчения. Авторитет, полученный в боях с украинскими вооруженными силами, заставляет многих боевых командиров не стесняться в заявлениях с критикой властей республик, лично Александра Захарченко и Игоря Плотницкого.

В ситуации вялотекущего конфликта на линии соприкосновения и определенных разногласий внутри республиканских «элит» многим кажется странным, что Захарченко вдруг переключился с решения «внутренних» донецких вопросов и стал объяснять жителям различных регионов Украины необходимость «воссоздания» их страны.

Однако, если посмотреть на ситуацию на Донбассе как на часть более глобальных процессов, главными игроками в которых выступают не донецкие лидеры, и даже не Киев, а Москва и западные «партнеры», то эти «неожиданные» сеансы связи с Украиной приобретают совершенно иной смысл.

Окончательное решение «донецкого вопроса» в имеющейся ситуации глобального политического и экономического кризиса на самом деле никому не выгодно. Выполнение минских соглашений и определение какого-то окончательного статуса Донбасса лишит США возможности давить на Россию и Старый свет, а также заниматься манипулированием на постсоветском пространстве. Для европейских чиновников это сразу обозначит необходимость решать дальнейшую судьбу Украины. Со своей стороны, украинские власти намеренно не хотят превращать относительное перемирие в абсолютное, видимо, рассчитывая и дальше использовать антитеррористическую операцию на Донбассе для отвлечения внимания от кризиса внутри Украины. Даже для России, которая понесла наибольшие издержки от конфликта на юго-востоке Украины и последующих событий, «закрытие» темы Донбасса — это де-факто лишение возможности влиять на дальнейшую судьбу Украины. Да и для окрепших лидеров республик, которые из ополченцев все больше превращаются в политиков, территория республик в ее нынешнем виде — слишком тесное пространство для реализации собственных политических амбиций.

Таким образом, «игра» не только продолжается, но и выходит на новый уровень.

В Москве понимают, что, сохраняя Минскую площадку для переговоров, необходимо искать новые рычаги давления на Киев, а если смотреть еще шире, новые смыслы существования республик Донбасса и новые возможности для возвращения Украины в российскую орбиту. Запад зациклился на поиске любых возможностей для того, чтобы окончательно «заморозить» конфликт на Украине. Видимо именно по этой причине Европа с США откровенно проморгали переход Захарченко к диалогу с украинскими регионами. Судя по реакции западных политиков, чиновников и журналистов — там даже не поняли и не проанализировали, что же произошло. А произошло ни много ни мало то, что начался прямой диалог между жителями Украины и лидером одной из независимых республик Донбасса. По сути, Захарченко начал свою предвыборную кампанию на территории Украины. И это, как минимум, означает то, что Киев не контролирует ситуацию на своей территории.

   
   

Само по себе количество желающих пообщаться с Захарченко в интернете, несмотря на угрозу репрессий со стороны украинских силовиков, а также ввод на годовщину событий 2 мая в Одессу украинскими властями «национальной гвардии» якобы с целью предотвратить провокации, говорит о том, что количество сочувствующих России украинцев до сих пор велико. ДНР и ЛНР — это же около 3 млн. антиукраински настроенных жителей. При этом, несмотря на войну, обстрелы и экономическую блокаду, в республиках сохранилась определенная экономическая стабильность, чего об остальной Украине с ее падением ВВП, деиндустриализацией и непрекращающимся хаосом, сказать нельзя. Поэтому в случае любого хоть как-то законодательно зафиксированного возвращения в Украину, Донбасс станет своего рода «троянским конем» в местном общественно-политическом пространстве, а тот же Захарченко — не просто главой ДНР, а лидером всего русскоязычного населения Украины. Именно потому донецкий лидер и решил сейчас обратиться к украинской аудитории.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции