Между новой войной и «газовой дружбой»

Фёдор Бирюков. © / Ведяшкин Сергей / Агентство городских новостей "Москва"

Берлинская встреча, посвященная проблеме Косово, оставила цинковый привкус разочарования. Все ключевые участники переговоров — канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Эмманюэль Макрон, президент Сербии Александр Вучич и глава частично признанной Республики Косово Хашим Тачи — посидели, да, за круглым столом, но стол этот оказался «вертящимся». Получился международный «спиритический сеанс», который, впрочем, не помог вызвать из метафизической мглы Дух Согласия. 

   
   

Берлинское столоверчение закончилось тем, что потерявший терпение бывший полевой командир Тачи призвал подключиться к тупиковому диалогу Соединенные Штаты Америки, чем вызвал понятное раздражение у европейских лидеров, порядком уставших от повсеместного вмешательства Вашингтона в дела Старого света. 

Проблемы спорных территорий могут решаться или не решаться десятилетиями. Для властей Приштины затягивание вопроса при условии американской поддержки, — похоже, вполне приемлемый, но не единственный вариант. Тем более, что под звездно-полосатым зонтиком можно надеяться просидеть довольно долго: мол, на их век точно хватит. Для Приштины это план Б, применяемый с целью выиграть время.

Впрочем, официальный приход США на арену дипломатического Косовского фронта гипотетически может создать оптимальные условия для официального же участия в переговорном процессе России, — по приглашению сербской стороны. Тут уже многое будет зависеть от политической воли Белграда.

Возможным сценариям попыток решения Косовского вопроса посвящен специальный аналитический доклад, подготовленный группой российских экспертов и опубликованный на сайте «Балканист». Авторы исследования считают, что весь горизонт возможностей ограничен тремя вариантами развития событий.

Первый вариант — нейтральный: сохранение статус-кво на неопределенное время, «глубокая заморозка» конфликта между Белградом и Приштиной под международным наблюдением.

Второй вариант — компромиссный: разграничение на сербскую и албанскую части, по сути — территориальный обмен.

   
   

Третий вариант — силовой: вооруженный конфликт и последующее признание косовской государственности по итогам военных действий.

С точки зрения отечественных балканистов, длительное сохранение статус-кво в регионе вряд ли возможно. Первоначально этот вариант устраивал практически все стороны. Однако, как отмечается в докладе, вывод основных переговорных процессов из-под эгиды ООН под контроль ЕС в течение 2010 — 2013 гг., привел в дальнейшем к радикальной смене приоритетов.

Для албанских «ястребов» становится все больше поводов провоцировать сербов, навязывая им заведомо невыгодные правила игры, а также подталкивать официальную Приштину ко всё более резким и провокационным действиям. 

Белград в условиях пролонгации статус-кво теряет инициативу, поддержку сербского населения, лишается свободы маневра между косовской «наковальней» и брюссельским «молотом». 

Таким образом, статус-кво уже не устраивает национальные элиты Сербии и Косово, однако поддерживается многими международными регуляторами процесса. Как я уже отметил, временная «заморозка» под американским зонтиком выгодна и с точки зрения косовских властей, как способ если не победить в игре, то хотя бы выиграть время.

Что касается силового варианта, тут на первый план выходят западные миротворцы, KFOR и EULEX, а также военнослужащие США с базы Camp Bondsteel. Российские эксперты описывают несколько моделей развития вооруженного конфликта, в том числе даже с участием боевиков-исламистов, которые сегодня возвращаются в Косово с территорий Ближнего Востока. При любом силовом раскладе все начнется с антисербской провокации, которая и станет ключом к очередному открытию ящика Пандоры. 

«России ни один из вариантов этого сценария не несет ровным счетом ничего хорошего», — подчеркивают авторы доклада.

В сложившейся ситуации «золотой серединой» представляется сценарий территориального раздела Косово с четким и понятным разграничением населения по этническому признаку. Изначально к этому склонялись и Вучич, и Тачи. Но здесь все упирается в споры, какие именно территории и под какие гарантии будут вовлечены в процесс обмена и разграничения. Разночтения по этому поводу уже привели к срыву подписания в Брюсселе соответствующих соглашений между Белградом и Приштиной, которые был намечены на осень 2018 года.

Стоит отметить, что вопрос раздела Косово стал одной из основных тем массовых оппозиционных протестов в Сербии, которые продолжаются до сих пор, хотя и уже в меньших масштабах. Однако, сам этот факт свидетельствует о противодействии планам косовского обмена со стороны целого ряда зарубежных центров влияния, чьи уши очевидно торчат из нынешней сербской протестной волны. 

Что касается российских интересов на Балканах, то соглашение о прагматичном территориальном обмене откроет перед нашей страной новые возможности. Особенно если Москва подключится к переговорному процессу на официальном уровне вместе с Вашингтоном.

По мнению экспертов, данный сценарий, помимо очевидных геополитических преимуществ, поможет, в частности, привлечь Косово к региональным российским проектам в сферах энергетики, нефтепереработки, инфраструктуры и других областях. 

«Определенная нормализация отношений Белграда и Приштины крайне желательна с точки зрения реализации проекта проведения экспортной нитки газопровода „Турецкий поток“ через территорию Южной Сербии... В далекой перспективе можно даже говорить о строительстве ответвления „Турецкого потока“ через территорию Косово с выходом в Албанию и на побережье Адриатического моря (с прицелом на последующее подключение к нему Италии)», — говорится в докладе.

На сегодняшний день нельзя сбрасывать со счетов ни один из перечисленных сценариев, а также вариантов их развития. Многое будет зависеть от возможностей и способностей официального Белграда удержать под контролем социально-политическую стабильность в стране. Это нелегкая задача, учитывая необходимость сербских властей сохранять баланс между национальными интересами и курсом на вступление в ЕС.

Одна из ключевых ролей в разрешении конфликта принадлежит России, которая стоит перед необходимостью существенно усилить свое присутствие в регионе. И в этом плане немаловажное значение получают консультации по косовскому вопросу между Москвой и Вашингтоном, а также российско-европейские контакты.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции