Центр «Ромир» опубликовал итоги обширного международного исследования проблем миграции, проведённого совместно с группой компаний Gallup International.
В 57 странах людям задавали вопрос: «Хотели бы вы переехать в другую страну, если бы у вас были все необходимые документы?» Как выяснилось, эмигрировать готов каждый третий (36%) житель Земли.
От добра добра
Среди желающих покинуть родные пенаты предсказуемо много жителей стран Африки к югу от Сахары (56%) и в Латинской Америке (54%). Первенство принадлежит гражданам Ганы и Нигерии (более 80%). Наименьшая готовность к переездам наблюдается среди жителей Индии (4%), Вьетнама (8%), Японии (14%).
В России о желании «сделать ноги» сообщили 15% городского населения. Но надо учитывать, что между «желанием» уехать и реальными намерениями есть большая разница. Вот факторы, из-за которых люди не решаются на переезд: культурная идентичность, чувство общей судьбы и общей истории. В России подобные факторы весьма сильны.
В прошлые века пожить во Франции, Италии или Германии у нас мечтали преимущественно представители дворянства, а потом и более широких кругов интеллигенции. Причины понятны. Эти люди воспитывались на европейской культуре, с помощью европейских гувернёров. Отпрыски богатых семей часто учились в Европе и, возвращаясь, нередко чувствовали себя чужими и ненужными в родном Отечестве. Вспомним роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и двух его героев.
Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест).
Это об Онегине. А вот портрет Владимира Ленского:
Он из Германии туманной
Привез учёности плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный...
Вплоть до революции 1917 г. Россия считала себя частью Европы, и поездки «туда-сюда» не считались изменой Родине.
Традицию, заложенную Петром и продолженную Екатериной Великой, Ленин сломал «об колено» в 1922 г., выслав из страны большую группу интеллигенции, несогласной с новыми порядками. А «охота к перемене мест» стала считаться предательством.
«Сын земли русской»
В этой связи полезно вспомнить о судьбе Фёдора Шаляпина. На днях широко отмечалась дата — 150 лет со дня его рождения. Снят фильм о жизни великого артиста. А между тем нелишне напомнить о том, как большевистская власть обошлась со знаменитым певцом. После его отъезда из советской России в 1922 г. и отказа возвращаться его имя было фактически запрещено в стране. Его записи сохранились лишь на дореволюционных пластинках. А после того как Шаляпин в 1927 г. пожертвовал большую сумму денег на поддержку детей русских эмигрантов во Франции, его лишили звания народного артиста, присвоенного в 1918 г., и запретили возвращение в СССР. Поддавшись настроениям травли эмигрантов, даже Владимир Маяковский написал по этому поводу пакостный стишок:
Вернись теперь
такой артист
назад на русские рублики —
я первый крикну:
— Обратно катись,
народный артист Республики!
Умер Шаляпин в Париже в 1938 г., и «Известия» откликнулись на его смерть мерзкой публикацией. Похоронен он был во Франции при огромном стечении народа. На надгробной плите на кладбище Батиньоль выбили надпись: «Здесь покоится гениальный сын земли Русской».
Звание народного артиста Шаляпину было возвращено в СССР лишь в 1991 г. Прах певца перевезли в Россию, и теперь он покоится на Новодевичьем кладбище.
* * *
Точных данных о числе уехавших из России за последние десятилетия нет. Эксперты ООН называют цифру 4–5 млн (эмигрировали поровну в страны СНГ и дальнего зарубежья). Наш Росстат считает, что уехавших в 10 раз меньше. Нет исчерпывающих данных и о причинах эмиграции. Судя по данным «Ромир», по политическим соображениям уезжают немногие. Большинство, особенно образованная молодёжь, едет за бугор скорее из материальных и карьерных соображений, из желания посмотреть мир, получить дополнительное образование, приобщиться к другим культурам.
Среди активистов всё чаще слышатся призывы к карательным мерам: отнять звание, запретить возвращаться, конфисковать имущество, ликвидировать паспорта... Вот только не придётся ли потом перезахоранивать (как в случае с Шаляпиным) прах?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции