Когда, в ходе одного из экспертных круглых столов в посольстве Республики Беларусь около года назад, пришлось напомнить нашим партнерам по Союзному государству, что Евросоюз и США, вслед за Украиной, займутся Белоруссией, партнеры восприняли этот прогноз несерьёзно.
Было сказано много слов о внутреннем контроле над белорусским обществом, о дружбе с Россией, традициях, об экономическом альянсе, наконец. Надо сказать, что убедить друг друга нам не удалось — стороны, что называется, остались при своём мнении.
И вот теперь, год спустя, стало совершенно очевидно, что позиция белорусского руководства, довольно часто использующего легкое давление на своих российских коллег с целью получения уступок по разным направлениям сотрудничества, всё это время оценивалась нашими западными партнёрами, что называется, по достоинству. И стоило немного «притормозить» с выдачей кредитов по линии ЕврАзЭС, как Минск, после недвусмысленных намёков с Запада, обратил внимание на Международный валютный фонд, вступив с его главой Кристин Лагард в увлекательное обсуждение перспектив получения дополнительных финансовых средств в долг, разумеется.
«Коготок увяз — всей птичке пропасть!» — гласит народная мудрость: не зря же в рамках «Восточного партнерства», так сказать, «ксендзы» из Северо-Атлантического альянса так настойчиво «охмуряли Козлевича», то есть Беларусь.
«Восточное партнерство» ныне сворачивается, но работа, проведённая в его рамках, дала свои плоды и, судя по всему, Александр Лукашенко, весьма осторожный политик, все-таки соблазнился обещанием «дешевых кредитов».
Правда, уже на первом же этапе выяснилось, что ни белорусское руководство, ни, тем более, белорусское общество не устраивают параметры реформ, которые МВФ начал навязывать под сурдинку своего кредитного благодеяния. Однако, видимо, администрация Лукашенко считает, что она справится с задачей «утренней дойки» МВФ лучше, чем, в своё время, справились Россия и Украина. Впрочем, «вечерняя дойка» — уже фондом Белоруссии — должна показать, насколько окажется прав её президент. Многолетний опыт подсказывает, впрочем, что ему придётся сильно в конце концов удивиться.
Новая игра западных стран, начатая с Белоруссией, безусловно, отвлекает их от, так сказать, основного проекта — Украины, к вящему неудовольствию с украинской стороны. Более того, предварительный отказ от дальнейшей евроинтеграции Турции дает понять другим странам-претендентам, что «приёмный пункт», по крайней мере, временно закрыт. Причём, по вполне прозаической причине: ни Украина, ни Турция не выполнили свою часть договоренностей, достигнутых с ЕС. Складывается впечатление, что они и не планировали их выполнять, надеясь на помощь, так сказать, «большого брата» из-за океана. Но у того оказалось достаточно своих проблем.
Параллельно, напомним, идут процессы сокращения дотационных выплат из бюджета Евросоюза странам-реципиентам: на 2017 год запланировано сокращение на 20% и так далее, а с 2020 года, как утверждают, выплаты будут прекращены совсем. Германия, после ухода Великобритании и ослабления экономик Франции и Италии, больше не может нести эту ношу на своих плечах, и Швеция ей в этом тоже уже не помощник, а других стран-доноров в ЕС просто нет.
Расчёт политтехнологов ЕС и США прост — они надеются на инерционный эффект в Прибалтике и на Украине, который позволит этим странам ещё некоторое время и за свой, что немаловажно, счёт осуществлять антироссийскую политику.
Очевидно активизировались НКО и Интернет-ресурсы, пытающиеся сподвигнуть белоруссов к переосмыслению их собственной истории, на щит поднимается белорусский язык. Более того, выдвигаются даже территориальные претензии к соседним государствам, включая Прибалтику. Претензии финансового характера формулируются и в адрес России: за образец взят вымышленный «голодомор», якобы развязанный в 1930-х годах против Украины и теперь уже, как выясняется, Белоруссии.
Все эти признаки свидетельствуют о продолжении глубокой, скажем прямо, подрывной работы, проводимой на средства США и ЕС и направленной на дальнейшее таргетирование интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
К сожалению для белорусских партнеров, как бы они не отрицали этот факт, деструктивные процессы в ох обществе уже запущены и работают в полную силу. Отрицать очевидное становится опасно: больной, не желающий излечиться и не признающий своё болезненное состояние, обречен.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Лукашенко опасается экспорта «Майдана», поэтому задабривает Запад — эксперт →
- Осень батьки-патриарха. Белорусский президент вновь идет на выборы →
- Вот и вся любовь. Рыба ищет где глубже, а Лукашенко — где лучше →