Последние перемены в мире привели к серьезным изменениям и для Украины. Brexit показал, что большинство граждан ЕС боится бесконтрольного расширения Евросоюза, в том числе за счет таких стран, населения которых с точки зрения рядовых обывателей представляют собой угрозу для безопасности. Более того, граждане ЕС боятся не абстрактного вхождения, а именно граждан таких стран, как Украина. Поэтому можно ожидать, что Украина потеряет возможность, даже теоретически, получить безвизовый режим со странами ЕС.
А ведь именно безвизовый режим с ЕС был на протяжении нескольких лет чуть ли не единственным реальным благом, который могли обещать лидеры постмайданной власти своим гражданам. Кроме потери всякой перспективы членства в ЕС и отказа в безвизовом въезде, Украина еще и стала вообще сходить с первых страниц газет, стала уходить с повестки дня. На мой взгляд, не последнюю роль в этом сыграли новые форматы отношений с ЕС Великобритании, а также с Турцией. Лидерам стран ЕС стало просто не до Украины. Поэтому заявление Петра Порошенко о том, что отношения с Украиной являются приоритетом для стран ЕС, выглядит для европейских политиков как неприличная клоунада, либо психическая неадекватность.
Кроме того, Киев питал надежды использовать Турцию для того, чтобы создать сильные террористические структуры из крымских татар, а также из сирийских и турецких джихадистов и начать масштабные террористические акции чужими руками против населения Крыма. Начало нормализации российско-турецких отношений означает, что надежды Киева улетучиваются как дым.
Но и это еще не все. Решения французского парламента и ряда европейских регионов о необходимости снятия санкций и признания Крыма неотъемлемой частью России внесли ясность в нереальности надежд Киева. В странах Евросоюза все большее количество политиков считают, что надо выходить из этой бессмысленной санкционной войны с Россией и нормализовать отношения по линии Россия-ЕС.
Но это еще не все. Поскольку санкции привязаны к выполнению Минских соглашений, мы видим, что Евросоюз готовится сменить свою стратегию в отношении этих минских соглашении и санкций и отказаться от пакетного принципа их выполнения. Предполагается, что в ответ на небольшое с точки зрения ЕС продвижение России по треку минских соглашений последует также небольшое снятие санкций. Это дает огромные возможности для мягкой интерпретации и быстрого развала санкционного пакета. Но и это еще не все.
Президентские выборы в США во весь рост поставили возможность кардинального пересмотра политики Вашингтона в отношении России, а значит и Украины. Нынешняя украинская власть может оказаться в той ситуации, когда Вашингтон просто бросит их на растерзание и откажется от любых форм поддержки, как от глупой стратегической ошибки предыдущей администрации.
Таким образом, руководство Украины оказалось в сложнейшей ситуации, когда вся его предыдущая стратегия оказывается нежизнеспособной. Кстати, это дает шанс народу Украины не только для смены власти, но и политического режима и возвращения Украины к гражданскому миру.