С кем дружим?

Фёдор Лукьянов. © / Сергей Пятаков / РИА Новости

Фёдор Лукьянов, гл. редактор журнала «Россия в глобальной политике»

   
   

На самом деле можно только порадоваться за Кубу. Если Барак Обама отменит бессмысленный и вредоносный бойкот, который действовал более полувека, ситуация там заметно улучшится. Но говорить о том, что Куба «выберет» Америку или США куда-то её от нас «уведут», странно. Ни о каком союзничестве, дружбе Кубы с Америкой речь пока не идёт. Точно так же странно рассуждать о том, что страны, бывшие союзниками и сателлитами СССР, автоматически должны быть союзниками России. СССР давно уже нет. Россия хоть и его правопреемница, но союзнические отношения по наследству не передаются.

Нельзя сказать, что старая дружба заржавела и больше не играет роли. Нет, она по-прежнему важна. Но одних воспоминаний о былом мало. Взять, к примеру, Вьетнам - бурно развивающееся государство, за сотрудничество с которым конкурируют все. Американцы его активно обхаживают, несмотря на всю негативную предысторию. И Вьетнам волен выбирать любых партнёров. Как и Индия, куда собирается с визитом Барак Обама, - она готова сотрудничать и с США, и с Россией. И не только потому, что у нас «добрые старые связи».

Предложить мы можем много чего: от технологий (скажем, в строительстве АЭС) до вооружения. Разумеется, мы будем привлекательнее для любых партнёров, если будем сильными. Точнее, сильными и умными - одной силы в современном мире уже недостаточно. Но пророссийский лагерь в мировом масштабе, подобный просоветскому, построить проблематично. Можно говорить, скорее, об антиамериканском лагере. Немало стран испытывают раздражение от политики Вашингтона, а Россия - единст­венная из крупных держав, которая открыто декларирует антиамериканизм. Но как раз это многих отпугивает: они не хотят вступать в конфликт с США, они хотят снизить от них зависимость. А это разные вещи.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: