Турцию лихорадит похлеще Майдана!

Ольга Костенко-Попова. © / АиФ

«Только не рассказывайте НАМ, как у вас в России зажимают свободу слова! Согласитесь, в Стамбуле это звучит несколько нелепо, да?» — мой собеседник, турецкий журналист из общественной организации «Платформа», не шутит. Хотя только что мы обсудили свежий анекдот «США выделили Украине 45 млн долларов на борьбу с коррупцией, все купюры помечены» и вроде как смеялись… Но на самом деле туркам не до смеха. У них то трясёт страну от коррупционных скандалов, то запрещают соцсети, то прославляют прокуроров и полицию, накрывших взяточников, а потом — бац — смещают и сажают «героев-взяточниколовов». На фоне судьбоносных российско-украинских событий «турецкий гамбит» несколько задвинут на «политзадник», а ведь события в этой стране происходят не менее бурные, чем на Майдане!

   
   

В январе я была на киевском Майдане, прошло три месяца — и вот я стою на площади Таксим в Стамбуле (а это такой «туркоаналог» мятежной украинской площади, к счастью, поспокойнее). Спят, нахально раскинувшись, толстые турецкие коты. Хочется заснуть прямо на них — но впечатление застывшей в воздухе безмятежности, пахнущей жареными каштанами, обманчиво. Эта страна выдаёт сейчас чуть ли не ежечасно новости гораздо погорячее местных аниматоров на побережье.

Забудьте всё то, что вы знаете о Турции. Лебеди из полотенец в пятизвёздочных отелях, 15 видов десертов, дублёнки из морских свинок — это всё есть, но это всё — вчерашний день. Такая Турция — как лубок образца «А на Красной площади караул вокруг мавзолея Ленина несут белые медведи в портянках и ушанках». Турция за последние несколько лет переменилась невероятно. Начиная от внешних «рельефов» и заканчивая внутренними. Она мощно заявляет о себе на международной арене (иногда, конечно же, нелепо — как во время «бодания» премьера с интернетом, это ж как матч Каспарова с компьютером!). «Страна меняется буквально на глазах, — говорит историк, политолог, эксперт по странам Ближнего Востока и Кавказа ИА REX Станислав Тарасов, — несмотря на политические казусы, нельзя не отметить, что в правительстве работает очень сильный экономический блок. Страна на подъёме: сокращается безработица, растёт социальный статус населения. В своё время Мустафа Кемаль, основатель современной турецкой республики, выступал за полностью светское устройство страны: запретил деятельность дервишских орденов, вывел духовенство из штата государственных служащих. За счёт этого страна принялась развиваться быстрыми темпами светским демократическим путём. После смерти Ататюрка и после Второй мировой войны в Турции началось возрождение ислама в разных формах».

После прихода к власти нынешнего одиозного премьера Эрдогана мягкий турецкий ислам начал развиваться более жёстко, что, несмотря на заметный экономический прогресс, вызвало недовольство у вкусивших светскость турок. В результате — постоянные политические схватки между «евротурками» и «новыми исламистами», перелив политкомпромата из одного интернет-ресурса в другой и пр. Эрдоган, которого многие турки сравнивают с нашим («вашим!») Сталиным, принялся нервно закручивать гайки. После декабрьского скандала с неожиданной для правительства операцией «Чистые руки» (невозможно представить, да, что полиция — бац — и понаарестовывала, никого особо не предупредив, вип-чиновников и их детей) он ополчился на своего бывшего соратника, ныне мыслителя и благотворителя Гюлена (а ведь именно ему Турция обязана многими из «экономических чудес»), ну и затеял поражающую весь мир борьбу с «ветряными мельницами» (Твиттером, Фейсбуком и Ютьюбом).

Знаете, что меня больше всего поразило в этой связи? Свобода слова в Турции, вернее, свобода высказывания мнений, несмотря на тотальную «вырубку» Эрдоганом всех каналов связи. Начал он снимать сюжеты с телеканалов? Турецкие журналисты массово «ломанулись» в соцсети, у которых в декабре началась колоссальная динамика. Придушил одну соцсеть — компромат на него всплыл в другой. Казалось бы, вот приехали журналисты из «неоднозначной» России — местным бы медиа-персонам нам рахат-лукумом и ракией глаза замылить. Так нет! Вернее, так да — было турецкое гостеприимство. Но одновременно с этим и удивительная откровенность. Например, Мухаммед Четин, бывший депутат турецкого парламента (он вышел из правящей партии в знак протеста против «замыливания» коррупционного скандала), совершенно свободно рассказывал о том, как Эрдоган после его «демонстративно-вопиющего увольнения» взял, да и заблокировал вылет самолёта в аэропорту, в котором находился не только Четин, но и ещё человек двести ни о чём не подозревающих пассажиров…

   
   

Что ни с депутатами, ни даже с министрами премьер не встречался в принципе — всё решал (да и сейчас решает!) сам, можно было просидеть у него в приёмной день, два, месяц — и всё безрезультатно. Политики, журналисты, экономисты высказываются максимально открыто, что особо контрастирует с «фильтром» на турецком ТВ. «У нас в новостях передают — ваш премьер позвонил Путину, сказал, что вмешиваться в дела Крыма считает неправильным, татар не бросит, но, в общем, связей с Россией портить не хочет. А у вас что говорят?» — спрашиваю я одного из самых модных стамбульских журналистов Мустафу Акйола. У него нервный срыв: «А у нас в новостях передают, что это Путин позвонил Эрдогану за крымской поддержкой, а он ему ответил, что татары за Майдан, так что Стамбул за него же». Почувствуйте разницу…

Я разницу почувствовала. И не только между нашими и «ихними» новостями, а между моими представлениями о Турции времён кальянно-пахлавного отдыха где-нибудь в Анталии 10 лет назад и тем, что я увидела 10 дней назад в Стамбуле. Я там постоянно щурилась — но не столько от солнца, сколько от избытка впечатлений, которые нужно было дозировать. Масса современных зданий (я столько видела, мне кажется, только в Сингапуре и Гонконге), чистая английская речь, культурные центры на каждом шагу, у них даже сухое вино вкусное — чем не максимально наглядное подтверждение «европеизации»? Вот почему, непринуждённо перескакивая от туризма к политике, я очень не хочу, чтобы новую Турцию отшвырнуло назад. Эрдоган, борясь с Гюленом, закрывает школы и благотворительные организации, выстроенные им по всей стране, блокирует соцсети, в которые тот, по премьерскому подозрению, заливает «всякие порочащие его гадости» и пр. Если продолжать действовать в том же направлении, шевеля «сталинскими» усами, прогресс в Турции не спасёт ни уникальный третий мост через Босфор, ни третий аэропорт в Стамбуле (а он должен стать самым крупным в мире!), на строительстве которых настоял Эрдоган.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также

Турция ужесточила требования к загранпаспортам граждан России →