Юрий Белановский: Могут ли простые люди быть волонтёрами в хосписе?

Тем более, новая тема — организация волонтёрской помощи людям, что страдают и безвременно уходят.

   
   

О видах волонтёрской помощи

Насколько я знаю, в хосписах, как, впрочем, и в больницах, волонтёрство организовано по четырём направлениям: помощь медицинскому персоналу в уходе за пациентами, организация (наполнение) свободного времени пациентов, участие в акциях по сбору средств и по популяризации темы. И наконец, офисная, техническая и разного рода несистематическая помощь — написать статью, работать с сайтом, отвезти или привести что-то, сделать телефонный звонок и т. д.

По моему опыту работы с волонтёрами, тема смерти (или тяжёлого заболевания) — позитивна (если можно так выразиться) для акций и технической работы. Помочь страдающим и умирающим людям хотят многие, но у них часто нет внутренних сил и готовности соприкасаться со смертью и страданиями. Для помощи медперсоналу или для наполнения свободного времени пациентов, в свою очередь, тема смерти предстает как серьёзный фильтр для привлечения добровольных помощников. Немало волонтёров признаются, что боятся личных отношений с пациентами, они чувствуют и знают, что сами пострадают, сопереживая страданиям и видя уход пациентов.

О волонтёрстве акций и технической помощи сказано достаточно. Немало и сделано. Эта тема неплохо разработана и вполне устойчиво стоит на ногах по отношению к сиротству, онкологии, экологии и т. д. Развитие такого волонтёрства — это вопрос времени и желания руководства хосписов или профильных фондов. А вот добровольчество личного участия и помощи пациентам как систематическое и регулярное явление — всё ещё новинка для нашей страны. Этому есть ряд причин. Пока ещё такое волонтёрство — большей частью, дело уникальных, сильных духом людей.

«Возможно ли и такое добровольчество сделать массовым и системным?» — вот, пожалуй, ключевой вопрос. Подробнее скажу о двух аспектах

О возможностях и границах

Если мы хотим организовать регулярную и стабильную волонтёрскую помощь, если мы хотим быть уверены, что завтра дело, порученное волонтёру, не придётся делать самому, а то и вообще забросить, то без темы границ и организации труда не обойтись. Один – два хосписа могут найти «уникумов», «адамантов», «сильных духом людей» и закрыть волонтёрские вакансии, но если мы говорим о хосписах вообще, то без осмысления и разработки темы регулярного и стабильного массового волонтёрства не обойтись.

О каком бы виде добровольческого служения мы ни говорили, никогда нельзя забывать о разнице между медперсоналом и волонтёром. По моему глубокому убеждению, волонтёр ни при каких условиях не может быть воспринят, как бесплатная замена персоналу.

   
   

По своей природе доброволец делает только то, на что подписался (что отвечает его сердечным желанием), или то, на что пока ещё хватает силы воли. Более того, доброволец может уйти в любой момент. Для устойчивой работы волонтёра необходимо подбирать ту работу, что больше других соответствует его запросу, которая будет как можно больше притягивать его и ради которой как можно меньше требуется понуждения. Отсюда очень важно разделение рабочих волонтёрских позиций, своего рода специализация и организация труда волонтёров. Это не противопоставление и не иерархия, но понимание и соблюдение границ. Подавляющее большинство волонтёров однозадачно. Если волонтёр пришёлл почитать книгу с пациентом, пообщаться с ним, то нет ничего плохого в том, что он не будет сам выносить судно или мыть полы в палате, а в случае необходимости попросит это сделать соответствующего работника или добровольца. Если волонтёр знает свою задачу и область ответственности, если он осведомлён, кто и как может работать рядом и что они делают, то это, пожалуй, первое условие стабильной и регулярной работы. Совмещённое с графиком и командностью — оно может принести добрые плоды.

Я убеждён, что в больницах и хосписах очень важна групповая работа добровольцев, она снимает напряжение, распределяет время, силы и ответственность. Группа, пусть из двух человек, — это и своего рода безопасность, возможность чуть отойти на второй план, передохнуть.

Об ответственности организаторов волонтёрской работы

Очень важно всерьёз и профессинально учитывать, что в хосписы волонтёры идут помогать в неразрешимой ситуации. Эта трагическая неизбежность страданий и смерти должна быть не просто препятствием или фильтром, через которые пробиваются всё те же «уникумы», но и вполне рабочим пространством для обычных волонтёров. Надо понять, что это очень серьёзная тема, способная наряду с неорганизованностью труда и отсутствием границ привести к усталости, выгоранию и уходу волонтёров.

Речь об организации помощи и поддержки добровольцев, которая предполагает не только особый отбор и проверку, но, прежде всего, постоянную и профессиональную работу с ними. Волонтёр — тоже человек со своей уникальной судьбой, и он не меньше персонала и даже пациентов нуждается в понимании, принятии, заботе, психологической помощи, групповой поддержке, плече «старших товарищей». Волонтёру нужно и обучение, и правильное приложение сил в соответствии с профессиональным ростом.

Волонтёр может не оценить свои силы, перетрудиться, потерять смысл служения. Ответственность призывающих его — помочь ему. Волонтёрство в хосписе — это то пространство, где волонтёры нуждаются в помощи и поддержке, чтобы их труд, их служение преобразовалось в их личный духовный рост, а не превратилось в раздавленность, чувство вины перед пациентами или чувство неудачи перед «сильными духом». Я бы даже сказал, что хоспис в отношении к волонтёрам — это не только организация труда, поддержки и позитивного расставания с волонтёром, но и помощь в духовном росте и, прежде всего, огромная  ответственность призывающих.

Мнение автора может не свопадать с позицией редакции

Смотрите также: