Виктор Звагельский, зампред Комитета по экономической политике Госдумы:
– На территории пяти регионов (Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский и Краснодарский край, Ростовская область) располагается всего 61 тысяча гектаров виноградников. А если мы создадим условия, то количество гектаров может увеличиться до 200 тысяч, как во времена СССР. Или даже до 400 тысяч, что в два раза больше, чем было в Советском Союзе! И мы сможем не только обеспечить наше население качественным натуральным напитком, но и создать рабочие места.
Старшее поколение помнит, что в Советском Союзе виноградарству придавали огромное значение; на юге России производилась большая палитра вин. Причём эти виноградники давали до 30 % от всех доходов сельхозпродукции. То есть и для производителей, и для государства (ведь оно получало налоги) это было прибыльно.
К слову, в Австрии функционирует более 20 тысяч виноделен, в России — всего около 100 (в общей сложности они производят 200 млн бутылок в год, из них только 10 млн — высокого качества). А в том же СССР производилось 4 млрд бутылок в год. Только представьте! Конечно, они были все разного качества, много креплёных. Но это было вино.
Сегодня мы пришли к тому, что осваиваем в 6,5 раза меньше объёмов, чем могли бы. Это непозволительно мало, с учётом того, сколько могло бы производиться и насколько востребован этот напиток среди наших граждан.
Россияне сегодня выпивают примерно 1 млрд литров вина, в основном иностранного производства. А ведь этот миллиард игристого, ликёров, коньяка и др. спокойно можно изготавливать на нашей территории.
Алкоголь — сам себе враг?
Предвижу вопрос: как сочетается борьба с алкоголизмом в стране со стремлением увеличить сбор сырья для вина? Отвечу так.
Как бы странно это ни звучало, но это взаимодополняемые вещи. Любой алкоголь, безусловно, опасность. Но вино тем не менее опасность управляемая. К Концепции реализации госполитики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ относится, в частности, создание условий для развития российского виноделия и увеличения производства отечественных (!) высококачественных вин.
Так что с ростом производства объёмов качественного российского вина число фермерских хозяйств может превысить количество колхозов в СССР. При этом уровень алкоголизации нашего общества снизится. Да-да. Не удивляйтесь.
Исследования целого ряда научных учреждений на протяжении многих времён показывают, что умеренное потребление вина (безусловно, алкогольного продукта, содержащего этиловый спирт) практически никогда не наносит того вреда, который следует за неумеренным потреблением большого количества крепких напитков.
Большая цена — не гарантия качества?
Раз уж мы заговорили о качестве вина, то стоит обратить внимание на то, что при покупке бутылки вина нельзя ориентироваться только на его цену. Надо внимательно читать этикетку и смотреть, где вино произведено и разлито. Налоги на вино сейчас не очень большие, а производство очень дорогое. Приведу цифры: в цене реализации вина себестоимость составляет 95 % и всего 5 % налогов.
Статистика показывает, что на каждые 10 бутылок с этикеткой «вино» 8 содержат продукт, который может называться чем угодно (например, «винный напиток» или «ликёрный напиток»), но «вином» в классическом понимании, изготовленным по традиционной технологии, называться не может.
ГОСТ ГОСТу — не друг?
Естественно, всё то, что попадает в ГОСТ, имеет право на существование. В ГОСТах прописаны все определения алкогольных напитков, в том числе — вино, винный напиток, ликёрное вино и т. д.
Эти напитки различаются между собой технологией производства и теми компонентами, которые используются.
Производители обязаны писать на этикетках, какой напиток они продают. Но иногда лукавят и пишут «винный напиток» где-то сбоку мелким шрифтом и вводят тем самым покупателя в заблуждение.
После СССР очередь за Францией?
Не секрет, что одни из лучших вин производят во Франции. Смогут ли наши виноделы производить вино такого же качества? Безусловно, да.
У нас есть все необходимые условия для того, чтобы производить вино очень высокого качества, как во Франции или Италии. Есть и технологии, и грамотные специалисты. Более того, мы сегодня уверены, что Россия может стать одним из ведущих винных производителей в мире. Мы можем стать новым Старым светом, новым Чили или новой Австралией.
У нас есть очень серьёзное прошлое, и в этом смысле у нас есть хорошая база для будущего рывка. Если для виноделов появятся льготы, то наши вина смогут конкурировать с иностранными производителями, в том числе и в ценовом сегменте. Уже сейчас на наш рынок выходят российские вина, не хуже французских, по цене не более 500 руб.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Подготовила Виктория Никитина
Смотрите также:
- «Понять, что людей беспокоит». Как президент провёл «прямую линию»-2017 →
- Афоризмы недели от известных политиков. Выпуск №22 от 01.06.2010 →
- Каким будет 2010 год для российских аграриев?» →