Какие профессии будут востребованы в будущем? Онлайн с ректором МАМИ

Фото: АиФ

   
   
В конференции участвуют: Николаенко Андрей Владимирович

Поступая в ВУЗ, мы все хотим, чтобы в будущем наша профессия была востребованной и приносила не только удовольствие, но и прибыль. К счастью, времена, когда бывшие школьники учились только на юристов, экономистов и психологов, уже в прошлом. Сегодня к списку профессий будущего можно смело отнести технические специальности. 

20 июня в нашей студии побывал ректор Московского Государственного Машиностроительного Университета Андрей Николаенко. В рамках беседы мы поговорили о востребованности технических специальностей на рынке труда, «горячей поре» поступлений и новых возможностях, которые открывает МАМИ перед своими студентами. 

Ответы:
Николаенко Андрей Владимирович 22:34 20/06/2013
Ведущий конференции: Друзья, добрый день! Мы находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Наталья Кожина. А в гостях у нас сегодня ректор университета машиностроения Андрей Владимирович Николаенко. Здравствуйте. Николаенко Андрей Владимирович: Добрый день. Ведущий конференции: Наш формат, когда читатели задают свои вопросы, – не новый. У вас на сайте тоже есть потрясающая форма, где можно задать вопрос ректору. Чем интересуются студенты и абитуриенты? Николаенко Андрей Владимирович: Большая часть вопросов посвящена учебным повседневным делам. Я смотрю все сообщения, которые поступают, большая часть из них носит текущий характер. Бывают разные вопросы, например, на какой машине я езжу, передают привет супруге. Некоторые используют эту систему порой даже для глупостей. Но есть и серьёзные вопросы. Например, как пройти стажировку или как поучаствовать в том или ином проекте. Мы стараемся реагировать быстро и отвечать на серьёзно поставленные вопросы. Я сам просматриваю все вопросы, иногда переадресую их специалистам, которые могут конкретно ответить на вопрос, касающийся, например, расписания занятий или экзаменов. Понятно, что ректор не знает всех деталей такого рода. Ведущий конференции: Мне кажется, что основной вопрос, который волнует всех, это – какую профессию надо получить, чтобы в будущем быть востребованным специалистом. Как Вы думаете, каковы тенденции сегодня? Николаенко Андрей Владимирович: Сейчас интерес и престиж инженерных специальностей повышается. Есть отток у экономистов и юристов и переход на инженерные направления подготовки. На мой взгляд, таких направлений много. Если говорить о нашем учебном заведении, мы выпускаем специалистов в области транспорта, машиностроения, автоматизации управления, мы выпускаем конструкторов-технологов. Мы уверены, что эти направления подготовки будут всё более востребованными. Надо давать хорошее, качественное образование, тогда человек, который получил это образование, будет уверен, что найдёт работу. По последним данным, выпускников нашего университета на бирже труда не зарегистрировано, поэтому мы можем говорить о том, что они находят работу. Ведущий конференции: Они находят работу в России или уезжают куда-то? Николаенко Андрей Владимирович: По-разному. Мы фиксируем большой спрос на наших дизайнеров. К сожалению, большая часть автомобильных дизайнеров – выпускников нашего университета – уехали в штаб-квартиры крупнейших автомобильных концернов. Иногда они возвращаются, что очень приятно, уже получив интересный опыт за рубежом. Что самое приятное, совсем недавно АвтоВАЗ проводил конкурс, у них появился дизайн-центр в Москве, возглавляет который Стив Матин, так вот, один из наших студентов-пятикурсников стал победителем этого конкурса по разработке модели класса С. Этот студент, Дмитрий Почашев, выиграл стажировку и будет теперь работать в дизайн-студии АвтоВАЗа. Так что теперь можно говорить, что и российские производители автомобилей повернулись к нам лицом, и наши дизайнеры востребованы не только за рубежом, но и на предприятиях российского национального автопрома. Ведущий конференции: А Вам не обидно, что тот же Стив Матин возглавляет дизайн-студию одного из самых определяющих в нашей стране предприятий, хотя на этом месте мог бы быть выпускник вашего вуза, например? Николаенко Андрей Владимирович: Правильно, он его и сменит позже (смеются). Должна быть академическая международная рабочая мобильность. Нет ничего страшного в том, что мы нанимаем иностранцев, так же как и что россияне работают за границей. Меня это совсем не обижает, потому что ему есть чему научить нас. Это человек, который сделал очень интересную карьеру. Поэтому пусть учит наших российских специалистов, которые в конце концов его сменят. Ведущий конференции: А нам есть чему научить наших зарубежных коллег? Или всё-таки мы у них больше берём? Николаенко Андрей Владимирович: Во многих технологиях в автомобилестроении мы очень много потеряли. Мы всегда догоняли, а в 90-е годы отстали очень сильно. А в области дизайна, в области талантов, которыми наша страна очень богата, мы вполне конкурентоспособны. Это подтверждает и опыт наших выпускников, которые очень востребованы за рубежом. Идёт обмен технологиями. Но мы в России должны создать такие условия, чтобы приезжали к нам.
Вопрос:Вечный студент 15:17 18/06/2013
Добрый день, знаю, что ваши студенты разрабатывали Ладу, чем закончилась эта история?
Вопрос:Елена Трофимова, мама абитуриента 15:47 18/06/2013
Здравствуйте. У моего сына для поступления на техническую специальность набралось 242 балла (русс.- 95, мат.- 70, физ. - 79) Стоит ли пытаться поступить в МАМИ в первую волну и каковы шансы по трудоустройству&достойному заработку у ваших выпускников? Каковы принципы предоставления общежития иногородним первокурсникам? Выпускники с какими специальностями наиболее востребованы на рынке труда? Спасибо за ответ.
Ответы:
Николаенко Андрей Владимирович 22:42 20/06/2013
Могу сказать по опыту прошлого года, что с такими баллами с большой долей вероятности абитуриент поступит в наш университет. У нас есть несколько общежитий. В прошлом году мы удовлетворили всех, кто нуждался в общежитии из поступивших абитуриентов. Поэтому призываю абитуриентов из регионов посмотреть наш сайт, выбрать направление подготовки. При поступлении шанс получить место в общежитии близок к 100 %.
Вопрос:Олег Сидоркин 16:05 18/06/2013
Здравствуйте, очень интересует вопрос о трудоустройстве, как ваш ВУЗ помогает своим экс-студентам устроиться в этой жизни?
Ответы:
Николаенко Андрей Владимирович 22:46 20/06/2013
У нас есть устойчивая сеть партнёров, можно посмотреть эту информацию на сайте. В прошлом году мы запустили интерактивный портал на сайте, где каждый обучающийся имеет возможность разместить своё резюме, наш партнёр-работодатель, также регистрируясь на портале, может в онлайн режиме просматривать резюме наших студентов. Казалось бы, несложная вещь, но мы, наверное, единственный вуз в стране, который применил эту технологию. Мы даём возможность прямого контакта между нашими традиционными работодателями и студентами. Есть ещё «ярмарки вакансий», несколько раз в году мы организовываем такие встречи. В общем, проблем с этим нет. Каждый год мы проводим студенческую научно-техническую конференцию, где наши партнёры формируют призовой фонд, сами отбирают среди участников понравившихся им студентов. Среди призов есть стажировки, ноутбуки, айпады и т. д. Мотивация студентов повышается, и у работодателей есть возможность выделить понравившихся студентов с целью дальнейшего прохождения практики, а потом уже и работы на таких предприятиях.
AIF.RU Ведущий конференций 22:47 20/06/2013
А куда, учась в вашем вузе, можно попасть на стажировку?
Николаенко Андрей Владимирович 22:47 20/06/2013
Если говорить об автомобильном направлении подготовки, то у нас в Москве несколько миллионов автомобилей, соответственно, это всё, что связано с обслуживанием, эксплуатацией, конструированием автомобилей. Таких предприятий в Москве много. Технологи могут пройти стажировку на предприятиях оборонной промышленности. Они ещё есть в Москве. Конечно, есть тенденция, что промышленность уходит, но, как правило, она не всегда уходит далеко от Москвы. Студенты, которые обучаются в институте инженерной экологии, могут найти работу в сфере городского хозяйства, потому что вопросы экологии, утилизации мусора – это очень серьёзные проблемы, где нужны хорошие кадры, которых мы готовим.
Вопрос:Тимофей Николаевич 16:12 18/06/2013
Вы готовите кадры для автомобильной отрасли страны, но ведь ее фактически нет у нас. Российский автопром - смешное и одновременно грустное зрелище. Хотелось бы узнать Ваше мнение и прогноз о ее развитии, когда в нашей стране появятся автомобили за которые не будет стыдно? Глядя на наш автопром, создается впечатление, что мы живем в 90-х!
Ответы:
Николаенко Андрей Владимирович 22:37 20/06/2013
Если бы этот вопрос был задан лет 10–15 назад, можно было бы согласиться с этими утверждениями. В условиях глобализации к понятию «российский автопром» может относиться и производимый в Калуге по полному циклу автомобиль «Фольксваген». Трудно сказать, что этот автомобиль не выдерживает никакой критики. То есть большие изменения произошли в экономике, плюс мы стали членами ВТО, идёт обмен технологиями, к нам пришли производители, это не только отвёрточная сборка, это и технологии, и дизайн-бюро в России создаются. У автопрома есть будущее, потому что автомобилестроение в России развивается, каждое своим путём. Взять тот же КАМАЗ или АвтоВАЗ. Колоссальные деньги вложены в реконструкцию. Закупается новое оборудование, а значит, нужны специалисты: технологи, наладчики и другие. Не могу сейчас пессимистически говорить по поводу нашего автопрома.
AIF.RU Ведущий конференций 22:38 20/06/2013
Было бы странно, если бы Вы говорили, что всё плохо. Вы же возглавляете вуз, который готовит кадры (смеются).
Николаенко Андрей Владимирович 22:38 20/06/2013
Мы готовим кадры не только для автомобильной промышленности, но и для других отраслей: машиностроения, химического машиностроения. Наш университет становится политехническим вузом, где каждый может себя найти в структуре.
Вопрос:Егор Жуков 16:35 18/06/2013
Андрей, как вам Ё-Мобиль, смогли бы ездить на этой машине?
Вопрос:Перт Маркелов Москва 16:55 18/06/2013
Как вы боритесь за профессионализм студентов, ни для кого не секрет, что благодаря взяткам, многие студенты вообще не посещают занятия, зато потом с красным дипломом оканчиваю ВУЗ. Особенно много таких «ценных » кадров в медицине, иной раз боишься идти на прием к врачу, что делать, и кто виноват, у вас есть ответы на эти вопросы?
Ответы:
Николаенко Андрей Владимирович 22:52 20/06/2013
Уровень коррупции в стране высокий, причём и на бытовом уровне, но это не означает, что надо с этим смириться и не бороться. Мы достаточно жёстко поступаем с людьми, которые замечены в такого рода проявлениях. За последние несколько лет я уволил 5 человек, которые были замечены в тех или иных противоправных действиях. Что касается посещаемости студентов, то система электронного доступа на территорию вуза позволяет отследить, как наши студенты и работники посещают вуз. Когда тебя могут проверить – это хороший стимул ходить на занятия. Искоренить коррупцию, может быть, до конца невозможно в стране, в обществе, но если каждый на своём месте будет с этим жёстко бороться, то это по силам.
AIF.RU Ведущий конференций 22:53 20/06/2013
А студент может написать какую-то записочку на своего преподавателя, если вдруг что-то…
Николаенко Андрей Владимирович 22:53 20/06/2013
На сайте университета можно не только задать вопрос ректору. Там есть специальный раздел, который позволяет проинформировать ректора о каких-то нарушениях. К сожалению, бывают попытки сведения счётов, надо очень аккуратно к этому относиться, но мы проверяем всю информацию, которая к нам приходит.
AIF.RU Ведущий конференций 22:55 20/06/2013
У вас на сайте есть даже какая-то оценка преподавателей?
Николаенко Андрей Владимирович 22:55 20/06/2013
Да, есть возможность по определённому рейтингу выставить оценку преподавателю, но это не означает, что мы применяем этот рейтинг. Все понимают, что бывают преподаватели, которым очень трудно сдать зачёты и экзамены, которые много требуют. И не факт, что ему поставят за это студенты высшую оценку. Но тем не менее как один из критериев оценки деятельности преподавателей нужна оценка обучающегося.
Вопрос:Диса 17:10 18/06/2013
Почему вы принимаете только по результатам егэ, ведь они невсегда объективны?
Ответы:
Николаенко Андрей Владимирович 22:43 20/06/2013
Я не считаю, что ЕГЭ должен быть единственным инструментом проверки знаний, но на самом деле это неплохо. Если довести до нуля коррупцию и различные противоправные действия при сдаче ЕГЭ, это очень неплохой инструмент. Да, там есть недостатки, но с точки зрения возможностей молодых людей из регионов поступить в московский вуз, сделать это, получив хороший балл по ЕГЭ, намного проще. Что греха таить, во многие высшие учебные заведения не так легко было поступить, и приёмные испытания не всегда были объективными. Сейчас у большинства вузов нет возможности каким-то образом регулировать этот процесс. Доступность образования с введением ЕГЭ возросла на порядок. Это моё мнение как ректора. Но есть и недостатки, когда в некоторых регионах были какие-то аномальные показатели по ЕГЭ. Если удастся сделать ЕГЭ абсолютно чистым, то это не так плохо. Единственное направление подготовки в нашем университете, где мы вправе были ввести дополнительные испытания, – это дизайн, где мы просим сделать рисунок. Это творческое испытание.
AIF.RU Ведущий конференций 22:44 20/06/2013
А каков отсев после первого курса?
Николаенко Андрей Владимирович 22:44 20/06/2013
В инженерных вузах традиционно процент отсева выше, чем в гуманитарных. У нас он составляет порядка 15 % после первого семестра. Но если ты проучился три семестра, то вероятность того, что ты закончишь вуз, составляет порядка 60 %. Учиться непросто, но мы даём возможность получать знания, и, конечно, надо ходить на занятия, надо учиться, и тогда всё будет хорошо.
Вопрос:Viki-liki 17:51 18/06/2013
Здравствуйте. Какой конкурс на место и стипендия?
Ответы:
Николаенко Андрей Владимирович 22:38 20/06/2013
Стипендия сильно дифференцируется в зависимости от успехов в учёбе, в науке, участия в различных проектах. Минимум – 1200 рублей на сегодняшний день, но пределов, в общем-то, нет. У нас есть студенты, которые получают 8–10 тысяч рублей. Вуз самостоятельно устанавливает стипендию, но в рамках тех средств, которые выделяет государство. В среднем, размер стипендии составляет примерно 2000 рублей. Конечно, это очень небольшая сумма, на неё сложно прожить, но таковы реалии.
AIF.RU Ведущий конференций 22:41 20/06/2013
Влияет на стипендию тот факт, что студенты участвуют в конкурсах, как с АвтоВАЗом, например?
Николаенко Андрей Владимирович 22:41 20/06/2013
Конечно, тем более что есть не только стипендии, но и гранты от различных предприятий. Наиболее успешные, толковые студенты имеют право на них претендовать. Поскольку приёмная кампания только началась, не могу сказать в цифрах, какой конкурс будет в этом году. Если говорить по прошлому году, то дифференциация очень большая. Например, есть направление подготовки, связанное с обработкой металлов давлением или с литейным производством, там традиционно невысокий конкурс, потому что в Москве такого производства уже практически нет. Но мы не закрываем эти направления подготовки, потому что есть регионы, где эти специалисты востребованы. У нас есть общежития, и мы их сохраняем. Наш конкурс варьируется от 60 до 75 баллов в среднем. Умножаем на 3, получается порядка 200–210 баллов. Такой конкурс мы зафиксировали по прошлому году. На не очень популярные направления подготовки конкурс может быть 1,5–2 человека на место, а на транспортные средства, на дизайн, на автоматизацию управления, информационные системы технологий конкурс уже 3–7–9 человек на место.
Вопрос:Станислав Валерьевич 18:14 18/06/2013
Уважаемый Андрей Владимирович, как так получилось, что ваш ВУЗ был в "Черном списке"? Уму непостижимо, одно из лучших учебных заведений Москвы, что происходит с системой образования в нашей сумасшедшей страны! Станислав Валерьевич.
Ответы:
Николаенко Андрей Владимирович 23:00 20/06/2013
Действительно, был мониторинг высших учебных заведений. Проведён он был по 5 показателям, но в связи с тем, что мы оказались в стадии реорганизации – к нам присоединилось несколько учебных заведений, некоторые наши показатели начали хромать. Но это объективная причина, связанная с процессом реорганизации. Сейчас мы уже вышли из этой «серой» зоны и с оптимизмом смотрим на следующий мониторинг. Что касается того проведённого мониторинга, то мы не были в «чёрном» списке, мы попали в ту группу, которая не подлежала ни реорганизации, ни оптимизации деятельности. Больше не повезло вузам, которые оказались в третьей и во второй группе.
AIF.RU Ведущий конференций 23:01 20/06/2013
Вы уже сказали, что прежде всего – учиться, учиться и учиться. Может быть, ещё какие-то наставления тем, кто хочет поступить в ваш вуз.
Николаенко Андрей Владимирович 23:01 20/06/2013
Сейчас задача – поступить в наш университет, до этого – выбрать направление подготовки, а дальше – учиться.
AIF.RU Ведущий конференций 23:02 20/06/2013
Спасибо Вам огромное, что пришли к нам в гости. Желаю Вам новых интересных проектов со студентами, потому что то, что вы делаете, – это потрясающе. Друзья, спасибо, что были вместе с нами. Всего доброго!
Вопрос:Ильгиз 18:55 18/06/2013
Андрей мне 35 лет очень хотелось поработать с техническим образованием успею ли я ?
Вопрос:Михаил Н 21:07 18/06/2013
Здравствуйте! Есть ли у вас стажировки за границей, в частности в Германии и Японии на мой взгляд именно там есть чему научиться?
Ответы:
Николаенко Андрей Владимирович 22:49 20/06/2013
Не только там, конечно, можно многому научиться, но в этом есть рациональное зерно. У нас в прошлом году почти 200 студентов прошли бесплатные стажировки в различных компаниях и в различных учебных заведениях. С Японией мы, к сожалению, не сотрудничаем. Мы сотрудничаем с Кореей. Прекрасный вуз в городе Ульсан, я там был. Это вуз, который финансируется компанией «Хёндай», с ними у нас договор. Каждый год мы отправляем на включённое обучение за счёт компании «Хёндай» несколько человек на семестр. Ребята приезжают с совершенно другими глазами, потому что они видят всё самое новое, новые технологии. Там прекрасный университет. Если бы в России таких университетов было много, это было бы замечательно для всей системы высшего образования. Для меня одна из главных задач – сделать наш университет таким же, как у них. Там всё здорово, профессионально, хотя, казалось бы, Корея, но они очень хорошо развивают свою систему высшего образования.
AIF.RU Ведущий конференций 22:50 20/06/2013
Вы говорите, что они приезжают со свежим взглядом, а тут российская действительность – не всегда приятная.
Николаенко Андрей Владимирович 22:50 20/06/2013
Они возвращаются, мы вовлекаем их в тот или иной инженерный проект, где они могут себя реализовать. Есть определённая система, в рамках которой мы действуем. У студентов, прошедших по программе международных академических мобильностей, есть возможность выбрать тот или иной проект, который мы финансируем, в том числе из внутренних источников. У нас есть два интересных проекта. Один из них связан с робототехникой, у нас хорошая лаборатория роботов. И второй – лаборатория Формулы студентов. Мы уже 6 лет каждый год с нуля проектируем гоночный болид и участвуем в международных соревнованиях. У нас есть определённый рейтинг, и каждый год мы его улучшаем. Последний раз мы вошли в тридцатку лучших команд мира. Всего более 500 команд участвуют в этих соревнованиях. Наша задача – чтобы студенту было интересно, чтобы он мог участвовать в том или ином проекте. Такие проекты есть, и это позволяет получить нормальные знания и стать хорошим инженером.
Вопрос:Борис 49 09:06 19/06/2013
Уважаемый господин Николаенко, когда наступит эра электромобилей, ведь мы в состоянии ездить на машинах и не загрязнять окружающую среду, НО продолжаем это делать. Хотелось бы услышать о разработках студентов МАМИ в этом направлении.
Ответы:
Николаенко Андрей Владимирович 22:59 20/06/2013
У нас есть разработки в области электрических трансмиссий. Есть разработки с Министерством обороны, мы выполняли государственный контракт, и на базе брянской машины сделали автомобиль-электроход. Есть разработки с компанией «Сойерс». Нефтяное лобби остаётся сильным в мире, поэтому далеко не каждый читатель «Аргументов и фактов» дождётся той эры, когда у нас будет только электромобиль. Но будем надеяться, вопросы экологии тоже относятся к сфере деятельности нашего вуза. Мы работаем над этим, может быть, нам удастся сделать что-то прорывное с точки зрения себестоимости такого автомобиля.
AIF.RU Ведущий конференций 22:59 20/06/2013
Когда мы придём к тому, что будут только электромобили?
Николаенко Андрей Владимирович 22:59 20/06/2013
Вначале будут более массово появляться гибриды. Это будет переходный этап, который может затянуться лет на 20, а потом, может быть, будет уже и летающий автомобиль.
Вопрос:Николай Самаренков 12:13 19/06/2013
Технические специальности безспорно нужны но возникает вопрос под какие нужды их готовить на каком оборудовании под какие отрасли и на какие заводы???У нас в городе исчезло 50% произзводств а те заводы что остались напоминают малые предприятия как к примеру ЯМЗ где работал коллектив в 40 000 чел а теперь вместе с канторой осталось пять.Так куда в какие отрасли производства пойдут наши дети закончив учиться на инженеров и получив работчие специальности???
Вопрос:Ирина Александровна Панова 14:46 19/06/2013
Добрый день, во многих государственных институтах есть одна проблема- не хватает педагогов, порой детям читают лекции дряхлеющие старички, в МАМИ есть такая проблема или вам удалось омолодить кадры? Кто будет встречать первокурсников в сентябре?
Ответы:
Николаенко Андрей Владимирович 22:56 20/06/2013
Средний возраст преподавательского состава пока остаётся высоким – более 50 лет, но мы приняли ряд программ, которые стимулируют появление новых кадров в вузе. В первую очередь мы ориентируемся на выпускников нашей аспирантуры, на людей, которые прошли проекты, о которых я говорил, программы международной академической мобильности. Мы их переводим на так называемый эффективный контракт, который позволяет платить чуть-чуть больше, чем другим. Конечно, нужно сохранять определённый баланс, но у нас есть несколько программ, которые нацелены именно на омоложение профессорско-преподавательского состава.
AIF.RU Ведущий конференций 22:56 20/06/2013
А выпускники охотно идут в преподаватели?
Николаенко Андрей Владимирович 22:56 20/06/2013
Если им интересно, они готовы даже жертвовать какой-то частью зарплаты. Не буду скрывать, наши зарплаты всё равно ниже, чем в среднем по Москве, но если человеку интересно в этих стенах, то он готов пожертвовать даже какой-то частью своего дохода. Остались ещё те, кто работает «за идею», и таких сумасшедших, в хорошем смысле этого слова, много.
Вопрос:Антонио 16:45 19/06/2013
Много наших ребят творят в дизайн-студиях европейских автопроизводителей, как сделать такую карьеру? Это талант, везение или что-то ещё?
Вопрос:кот 18:30 19/06/2013
Андрей, какими достижениями студентов и выпускников МАМИ, Вы, как ректор, можете гордиться на сегодняшний день?
Вопрос:Никита 83 09:46 20/06/2013
Может ли мальчик, рисовавший машинки, исполнить свою мечту и стать автомобильным дизайнеров? Что для этого нужно в системе образования?

Смотрите также: