Белоусов Николай 10:05 06/10/2011
Золотой человек! Все правильно расписал, мы со всем солидарны, только вопрос не к нам. Это вопрос к правообладателю. Мы готовы, и у нас есть прецеденты, например, мы начали продавать новую книгу Дэна Брауна на три дня раньше, чем она появилась в продаже в бумажном варианте. Это всегда вопрос к правообладателю, вопрос к издательству: «я сейчас не буду отдавать, потому в интернете все будут ее скачивать, кто же будет покупать мою бумажную книгу». Это присутствует в головах, к сожалению. И не всегда их можно убедить в том, что если ты выпустил книжку, будь уверен, что послезавтра она уже будет в электронном виде, не взирая на отсутствие разрешения, если она хорошая. Вопрос скорее стоит другим образом: либо ты даешь своим пользователям, читателям возможность ее приобрести, заплатить тебе денег и соответственно выдать ее в электронном виде, либо нет, тебе кажется, что ты что-то от этого выиграешь. Мы всеми руками, ногами, зубами, чем угодно за то, чтобы пользователю дать ее сегодня, в тот же день, на день раньше, на неделю, потому что чисто технологически, ни для кого не секрет, мы в состоянии дать ее пользователю до выхода бумажной версии. Нам приготовить из того, что отправлено в типографию, электронную книгу значительно проще, чем типографии ее напечатать, логистически доставить до магазина и т.д.
AIF.RU Ведущий конференций 10:06 06/10/2011
Расскажите, как формируется цена на электронную книгу. Какие там доли, т.е. электронные книги стоят дешевле, чем бумажные?
Белоусов Николай 10:06 06/10/2011
Безусловно. Ценообразование книги как таковой - это простая вещь, притом, что мы со своей стороны высказываем какие-то мнения, сколько она стоит, но конечная сумма все равно остается за правообладателем, за автором. Слава Богу, они уже прислушиваются к нам, и, что еще лучше, у нас нет никаких законодательных ограничений, как в европейских странах, когда нельзя продавать меньше, чем какой-то процент от бумажного варианта. Поэтому цена – это прерогатива правообладателя или издательства. Мы влияем, как можем, на то, чтобы она было разумна, но в принципе никаких сложностей сейчас нет. Все понимают, что цена должна быть от половины как минимум, а лучше от трети до половины стоимости бумажной, чтобы это было интересно пользователю. Хотя есть у нас часть пользователей, которые ни за какие деньги не будут уже покупать бумажную книгу, даже если будешь продавать электронную и бумажную за одни и те же деньги, они выберут электронную, уже в силу изменившейся структуры потребления.
Возвращаясь к распределению «космических» барышей. Распределяется следующим образом: из стоимости книги (зависит от конкретного правообладателя или конкретного автора) больше половины получает автор или правообладатель. Дальше нужно понимать, что есть комиссии платежных средств, агенты (хотя мы все это оптимизируем, как только можно) – это 5-7%, мы не перекладываем это на пользователя, это лежит на нас. А дальше начинается: инфраструктура, затраты на конвертацию и много других моментов. Но, как ни крути, больше половины достается автору или правообладателю.
AIF.RU Ведущий конференций 10:07 06/10/2011
В среднем сколько стоит электронная книга?
Белоусов Николай 10:07 06/10/2011
Классные новые книги у нас стоят порядка 100 рублей, но у нас есть модель подписки.
AIF.RU Ведущий конференций 10:08 06/10/2011
А что больше продается: художественная литература, бизнес? Я слышал, что бизнесмены покупают книги по бизнесу, потому что им удобно читать в машине, а художественную не покупают, ее либо качают, либо покупают бумажную.
Белоусов Николай 10:09 06/10/2011
Знаете, очень интересно. У нас еще есть, не знаю, как правильно это назвать, пласт. Художественную литературу покупают отлично, хотя тоже есть своя интернетная специфика. У нас был прецедент. Издательство говорит: «Вот у нас есть такая книга, такой автор. Классно продается. Мы сейчас допечатываем тираж». Мы ее предлагаем пользователю, брать не хотят. «А вот вы продали уже такое количество, а у нас на складе лежит, хоть посылай каждому, кто купил электронную, бумажную в подарок». Специфика аудитории интернета безусловно есть. Понятно, что есть целый тренд фэнтези и фантастики, есть деловая книга, но ее не так много и она довольно сложная, плюс она дороже, но народ готов за это платить, потому что это – то раннее большинство, которое уже ориентировано на электронное потребление. Иногда, конечно, возмущенные школьники пишут, что книжка хорошая, но дорого стоит. Ясно, что это не целевая аудитория. Понятно, что человек, который является целевой аудиторией этой бизнес литературы, спокойно ее купит и думать не будет про эти 100-200 рублей.
AIF.RU Ведущий конференций 10:09 06/10/2011
Вы сказали, что у Вас есть затраты на конвертацию. Я знаю, что некоторое количество электронных книг выглядит довольно плохо по сравнению с бумажной. Вы конвертируете книги автоматически или Вам правообладатели дают уже готовый текст. Как этот процесс происходит?
Белоусов Николай 10:10 06/10/2011
Все варианты имеют место. Пока «космос» - получить от правообладателя готовую книгу, это бывает, но очень редко. Самый распространенный случай – мы получаем издательский PDF, с точки зрения правообладателя – это наиболее качественный продукт, скорректированный, вычитанный, тот файл, который потом направляется в печать. Но это PDF. Если мы говорим про электронную книгу, формат epub, fb2, который подразумевает гибкую верстку: у меня маленький телефончик, буковки могу делать побольше, для этого надо проделать определенную трансформацию этого PDF. Безусловно, какие-то вещи невозможно сохранить при верстке. Для 90% книг – это не такая страшная беда, потому что если важен текст, правильные сноски, какие-то спецсимволы, то это все мы спокойно воспроизводим. Но мы занимаемся конвертацией этих книг. Мало того, это, к сожалению, автоматически нельзя сделать. У нас есть специально написанные программы, которые конвертируют этот PDF, но его все равно нужно проверять. С каждым из этих экземпляров трудится человек, который проверяет, не залезли ли куда-то колонтитулы, правильно ли сноски стоят и т.д. Много кропотливой работы. Где есть человеческий фактор, всегда присутствует элемент ошибки, но мы всегда готовы понести за нее наказание, справедливое или не очень, готовы повиниться перед пользователем, дать ему исправленный вариант, вернуть деньги. Мы же любим наших пользователей.