Николаева Елена Леонидовна 14:25 06/10/2010
Ведущий конференции: Мне бы хотелось начать с итогов прошедшего форума «Актуальные вопросы социальной политики России».
Елена Николаева: Итоги подводить еще рано, поскольку рабочая группа будет готовить окончательный документ в течение 10 дней. Но и тогда, по-моему, об итогах говорить еще рано, так как сказать, что прошел форум, и мы решили все вопросы, было бы неправильно. Я бы хотела отметить, что форум получился достаточно представительный, и это дает надежду на то, что нам удастся выработать серьезные подходы, как со стороны власти, так и со стороны общества. На форуме присутствовали представители региональных властей 72 субъектов Федерации – это достаточно много. Из них было 57 вице-губернаторов, то есть это те люди, которые отвечают за социальную политику в регионе. Также присутствовали представители 53 общественных палат РФ, они очень активны в развитии социальной сферы, и участие практически всех руководителей общественных палат ко многому обязывает. Остальные участники форума (всего участников было 430 человек) были руководители некоммерческих организаций, которые занимаются социальными вопросами. Таким достаточно представительным сообществом нам удалось, на мой взгляд, проанализировать ту проблематику и те вызовы сегодняшнего дня, которые диктует социальная политика России. Нам удалось сформулировать очень важные тезисы, и в итоге мы подготовили заявление, в котором хотели бы обратить внимание, что в соответствии с Конституцией РФ Россия является социальным государством. Мы настаиваем на том, что надо таким образом сориентировать политику, чтобы гражданин был в первую очередь защищен с социальной точки зрения, когда он попадает в ту или иную ситуацию, где нужна помощь государства, и в то же время, чтобы у гражданина были эти возможности во время того, когда он сам справляется со своими задачами, например, когда перед ним стоит вопрос трудоустройства. Человеку нужно дать удочку, чтобы он ловил рыбу, а не просто раздавать всем по рыбе. Таким образом, возможность реализации своих конституционных прав является базовой задачей для выстраивания социальной политики.
Дальше мы проанализировали следующую ситуацию: на сегодняшний момент государство представляет огромное количество социальных услуг, которые, к сожалению, представляются только на бумаге. А те люди, которые реально нуждаются в помощи государства, очень часто просто не дожидаются этой помощи и уже давно махнули на все это рукой, решив, что спасение утопающего - дело рук самих утопающих. Эта непримиримость, непонимание со стороны общества и со стороны власти вызвало необходимость достаточно жесткого, откровенного обсуждения на форуме. Была проведена довольно интересная аллегория: когда Курчатов строил институт, он, прежде чем заасфальтировать дорожки, долгое время не разрешал этого делать, пока его сотрудники сами не протоптали те тропинки, по которым им было удобно ходить. Только после этого он построил дорожки, потому что людям так удобно. Что происходит у нас? У нас выделяется огромное количество средств из регионального бюджета на развитие социальной сферы – это колоссальная нагрузка, а когда мы смотрим на эффективность расходования этих средств, пытаемся оценить удовлетворенность граждан в социальной сфере, то видим абсолютно негативную ситуацию, отрицательные результаты опросов, что подтвердил на форуме генеральный директор ВЦИОМ. Кстати, отрицательные настроения растут в обществе. Таким образом, мы понимаем, что ситуация достаточно напряженная. Для того, чтобы сделать более эффективным использование государственных средств, мы предлагаем объединить усилия некоммерческих организаций, граждан, общественных организаций и государства в той части, чтобы нам асфальтировать дорожки по протоленным тропинкам, то есть именно там, где это нужно гражданам. Необходимо, чтобы социальная услуга шла за гражданином, а не гражданин каждый раз вынужден был доказывать, что он имеет право на ту или иную социальную услугу. В этом смысле я бы хотела рассказать еще одну историю, которая меня очень расстраивает. Когда мы присутствовали на Совете ЦФО, там были мамы, которые вынужденно объединились в сообщество мам, воспитывающих детей-инвалидов. Эти женщины задали вопрос губернаторам, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как мы живем? У нас есть пенсии по инвалидности ребенка, небольшие дотации, суммарно выходит около 10 тыс. рублей, и все. А ребенок тяжелейший, я не могу работать, потому что должна за ним ухаживать, никакой зарплаты мне за это не идет, трудового стажа у меня нет, я даже не могу выйти купить продукты питания. По нашим нормам продукты питания доставлять не могут, так как по правилам доставка социальной службой возможна только в том случае, если вы – инвалид. А если Вы сидите с ребенком на руках – это уже не считается необходимым. Таким образом, мы говорим, что мамам нужна помощь, они стали через интернет собираться, обсуждать свои проблемы и пытаться их решить своими силами. Я очень приветствую таких мам. Это очень ответственная гражданская позиция. Важно, что они есть, что они не сдали своих детей государству, что они их тянут, и это действительно подвиг. А с другой стороны они пытаются помочь друг другу сами, и тем самым организовались в некую некоммерческую организацию. Я обратилась к губернаторам с просьбой поддержать этих мам, эти зачатки гражданского общества, спросите у них, что им надо, нужна ли им помощь в продуктах питания, нужен ли им стационар одного дня, где можно детишек хоть ненадолго оставить и решить свои вопросы. Необходимо организовать минимальные вещи, и таким образом вы решите большую проблему, которая сложилась в вашем субъекте. Это взаимодействие между организациями, которые действительно нуждаются в помощи, потому что люди вынуждены бороться за свои права, собираясь в некоммерческие сообщества. Роль этих организаций очень важна. Этим форумом мы постарались найти шаги навстречу со стороны власти и со стороны некоммерческих организаций, другой вопрос, почему они объединились. Но то, что власть должна слышать вызовы общества и реагировать на них – это и было предметом нашего обсуждения. Мне кажется, мы пришли к ситуации, когда общество созрело до той стадии, когда некоммерческие организации не только выживают и решают сами свои вопросы, а могут взять на себя часть функций, например, по оказанию государственных услуг. В этом смысле мы заговорили о том, что пора уходить от монополии государства на предоставление социальных услуг. Сделать это на конкурсной основе с привлечением тех некоммерческих организаций, которые сами знают, что им нужно. Помогите им только, пропишите правила, выделите соответствующее финансирование, чтобы они оптимально решали эту проблематику и отчитывались, создайте конкуренцию в этой части, и тогда, мне кажется, самое главное, что увидит гражданин – это заботу о себе. На сегодняшний момент, к сожалению, многие даже не обращаются за социальными услугами, понимая, что необходимо пойти по кругу сбора справок, а потом в результате ничего не получить или получить какой-то мизер, многие граждане просто махнули на это рукой. А пожилые граждане просто физически не могут собрать все эти справки, и потом ходить кругами, которые иногда запускают наши государственные чиновники. Это все было предметом нашего обсуждения на форуме. Это очень непростой разговор. Подчас он вызывает очень сложное эмоциональное состояние. Но мы должны это делать. Более того, мне кажется, мы пришли к ряду конкретных предложений, проектов, которые будут полезны для всех граждан России.
1. Социальная карта России. Мы хотим на одном портале собрать всю информацию, связанную с социальной активностью государства в конкретном регионе и по всей РФ. Речь идет о том, чтобы по каждому субъекту собрать информацию, связанную с тем, кто нуждается в помощи государства. По всем категориям, которые относятся к социальной политике, мы сначала делаем численный скрининг, чтобы понять объем тех задач в том или ином регионе, которые на данный момент существуют.
2. Вопросы, связанные с теми социальными услугами, учреждениями, которые существуют в регионе. Подчас многие граждане просто не знают о том, что есть те или иные заведения, в которые можно обратиться и получить соответствующую социальную услугу. Это список всех социальных учреждений, которые работают, и сайтов со ссылками, контактной информацией. Таким образом, список предоставляемых услуг будет на одном сайте.
3. Вопросы, связанные с социальными программами в субъекте. На что вы имеете право, на что ваш субъект пошел. Более того, мы будем выделять федеральные программы, и программы в определенном конкретном субъекте - это срез со стороны государства.
4. Следующий срез будет со стороны общественных организаций. То есть сами общественные организации выдадут свой мониторинг той или иной ситуации, и дадут взгляд общества. Может быть, он не будет совпадать с позицией государства. Но очень важно увидеть реальность положения дел, что на самом деле происходит в том или ином субъекте. Мы вынуждены оперативно мониторить проблемы социальной сферы и показать их в одном месте, чтобы представлять всю ситуацию.
5. На этой странице будут также представлены те социальные проекты, которые ведут некоммерческие организации. То есть в одном месте можно посмотреть контактную информацию. Если у вас что-то случилось в семье , существуют некоммерческие организации, которые помогут вам в данном случае.
Каждый гражданин обязан знать свои права в социальной сфере. Для того, чтобы общаться с чиновником, к сожалению, нам нужно быть достаточно грамотным. Найти необходимую информацию подчас очень непросто, например, по проблемам пенсии, по проблемам детей и родителей, по вопросам труда, занятости, по проблемам инвалидов, по проблемам военнослужащих – вся информация в одном месте нигде не сосредоточена. Мы сделали 5 больших блоков, промониторили весь правовой блок о России, который существует на данный момент, и собрали их в 5 базовых брошюр. Они будут представлены и в электронном виде, мы их представляли на форуме. В них будет понятным, простым языком прописано, на что вы имеете право и алгоритм необходимых действий: какие документы надо собрать, в какую организацию обратиться, в течение какого времени какие ответы вы должны получить, что делать, если ваши права нарушаются. Этот социально-правовой «ликбез», на мой взгляд, тоже является очень важной составной частью развития гражданского общества. До тех пор пока общество не оказывает достаточно профессионального и грамотного влияния, а осуществляет давление на власть, власть не будет отвечать обществу. Поэтому наша с вами задача - не перекрывать дорогу, потому что это чрезвычайная форма отчаяния, а уметь вести грамотный, очень профессиональный, нацеленный на результат диалог. Проекты, которые мы запустили, как раз направлены на движение в данном направлении.
Ведущий конференции: На какой стадии разработки сейчас находится эта социальная карта?
Елена Николаева: На самом деле, масштабы работы, действительно, достаточно серьезные, и она требует больших усилий, поэтому мы предложили поэтапный ввод этой карты. Первое, что мы сделали, собрались с вице-губернаторами и договорились о сборах статистической информации, потому что где-то в регионах ведется работа, по крайней мере, со стороны власти. Мы сейчас это обобщаем. Причем любопытный был разговор в Минздраве, когда я спросила, должна же быть у них такая информация, на что Минздрав ответил, что где-то она, конечно, есть, но в бумажном виде, которую даже обобщить трудно. А когда у нас есть задание собрать информацию по летнему оздоровительному отдыху детей, то мы рассылаем правительственные телеграммы, ждем на них ответы. У нас, конечно, очень хорошо работает почта, и важно ее разгружать регулярно. Но, мне кажется, мониторить эту ситуацию нужно не только по телеграммам, но и на постоянной основе, чтобы каждый вице-губернатор знал, что в начале летнего сезона он обязан поместить информацию о готовности учреждений, в конце сезона отчитаться о том, сколько детей прошло оздоровление в данном регионе. Это должно быть одним из индикаторов успешности того или иного губернатора. По тому, насколько эффективно он работает в социальной сфере, нужно оценивать, успешен ли руководитель, в правильном ли направлении он двигается, или необходимо ему подсказать, чтобы он серьезно обратил внимание на социальную сферу.
Работа в этом направлении развивается в несколько этапов:
Первый этап - это первичный взгляд. Я думаю, что его мы презентуем уже в январе месяце.
Следующий этап – мониторинг всех социальных учреждений, что на самом деле в них происходит: в домах престарелых, хосписах, детских учреждениях, домах инвалидов, интернатах. На самом деле наблюдается очень разная ситуация: есть удивительно хорошо поставленная работа, а есть учреждения, где все из рук вон плохо. Наша задача посмотреть, что на самом деле происходит. Для мониторинга общественного контроля ситуаций, которые происходят в этих социальных учреждениях, мы привлекаем общественные палаты в регионах. Это большая, серьезная и системная работа, которая не может быть сделана за один день. Но информация о том, что проделано, будет каждый день обновляться и вывешиваться на сайте проекта, тем самым данные будут все больше пополняться. Первая информация уже оформлена, и мы готовы в ближайшее время открыть часть этого портала.
Работа этого крупного проекта – это скрининг, мониторинг того, что же на самом деле нам нужно сделать, чтобы гражданину было комфортно жить в России. Задача этих проектов нацелена на интересы конкретного гражданина, который живет в своей семье, свой квартире, который сталкивается с проблемами на работе, проблемами здравоохранения, проблемами устройства своего ребенка в детский сад и т.п. Как решать эти проблемы, сигнализировать и видеть отклик губернаторов, Правительства РФ - для этого данный портал и затевается.
Ведущий конференции: Это очень масштабный проект, но есть категория людей, которые не пользуются Интернетом, как Вы собираетесь действовать в таких случаях?
Елена Николаева: Я Вас удивлю, но многие лица преклонного возраста с удовольствием пользуются Интернетом. Я хочу сказать, что подчас они в чем-то более продвинуты, чем мы с вами, потому что нашим бабушкам и дедушкам свойственно упорство, которого нам не хватает. Если они ставят цель разобраться, как «эта штуковина» работает, то потом они получают всю необходимую информацию. Давайте не будем недооценивать наших уважаемых граждан. Но, вы правы, не у всех есть возможность зайти в Интернет. Поэтому для тех граждан, для кого Интернет недоступен, мы выпустили в печатном виде брошюры со всеми телефонами. Есть возможность обратиться по телефону горячей линии социальной карты и на некоторые вопросы услышать ответы. Да, это очень масштабная задача, потому что нам придется это делать в регионах, невозможно в одном месте собрать ответы на все вопросы. Но мы все организуем таким образом, чтобы у нас все вопросы транслировались в субъект, и все понимали, что есть проблема, и вот поступило на нее решение. Я думаю, это действительно очень масштабная вещь, первые брошюры мы уже презентовали на форуме, мы их будем распространять среди лиц, которые по ряду причин не могут обращаться с Интернетом, чтобы они в бумажном или в телефонном виде могли связаться, задать вопросы и получить на них ответы, и знать, на что они имеют право в социальной сфере. Я надеюсь, что это станет полезным и для лиц пожилого возраста, тем более, что сейчас идет большая серьезная программа по тому, насколько комфортно пожилым людям жить в нашей стране.