Безруков Сергей Витальевич 13:11 14/01/2010
Что касается спектакля «Хулиган», все это родилось после того, как возникла идея создания диска, состоящего из стихов Есенина и песен. Я написал 9 песен на его стихи, была мечта выпустить их. Как, наверное, поэту всегда приятно держать в руках только что вышедшее из издательского дома полное собрание сочинений, так актеру всегда хочется увидеть в руках диск со своим фильмом, или человеку, который исполняет песни, хочется подержать в руках свой диск. Это, наверное, мечта каждого исполнителя – свой диск. Может быть, он интересен только ему одному, но все равно, если в руках держишь свой собственный диск – это диск с моими песнями. Я окончил музыкальную школу, имею музыкальное образование, сочинял песни с детства.
Совершенно чудным образом я услышал звучание этих песен. Стихи Есенина очень музыкальны, еще Айседора Дункан признавалась, что его стихи как музыка, читаются очень музыкально, то есть это практически готовые песни, только нужно услышать эту мелодию. Мне посчастливилось, я думаю, что я услышал. Возникла идея создания этого диска. Диск перемежался стихами есенинскими. Получилась интересная композиция по творчеству Сергея Есенина – начиная с самых первых стихов, есть и «Персидские мотивы», есть «Москва кабацкая», и вплоть до «Черного человека», то есть программные произведения. И в результате получилась есенинская композиция на диске.
Мы решили сделать презентацию. Не как обычно делают презентацию, где-нибудь в музыкальном магазине, когда садится автор музыки, приходят поклонники, разное количество народа бывает, идет автограф-сессия на дисках и на книгах. Мы посчитали, что этого будет мало для Есенина. И в Театре имени Комиссаржевской в Санкт-Петербурге решили сделать музыкально-поэтическую композицию. Были привлечены артисты балета, были сделаны хореографические номера, живой ансамбль «Римолино», 5 инструментов, аранжировка этих песен специально для них. Притом что на диске замечательная аранжировка композитора Алексея Пономарева из города Тольятти. Получилась такая композиция на сцене драматического театра, после чего продюсер Сергей Скоморохов высказал идею: это же готовый спектакль, его нужно только доделать.
После чего я взялся и доделал композицию режиссерскими решениями. Был экран, на котором историческая хроника показывается, передается атмосфера того времени. Очень интересная хореография. В конце есть гибель Есенина в хореографическом исполнении. Замечательный артист балета Максим Еремеев, очень интересный взгляд, сам танец очень необычный. Замечательный бэк-вокал у меня. Это приобретает масштаб законченного произведения – спектакля. Хотя каждый раз я говорю публике, что это совершенно необычное произведение, потому что это и не совсем концерт, и не творческая встреча, не спектакль и не моноспекталь, это спектакль-мистерия, спектакль-исповедь, как мы это называем. Когда на сцену выходит артист в образе Сергея Есенина и начинает с первых минут его приезда в Ростов, его общения с залом. Из зала раздаются вопросы, в записи, но сделано так, будто он общается с залом: Сергей Александрович, как вам Америка? как Европа? как вы относитесь к имажинизму? как вы понимаете ситуацию на данный политический момент?.. Там различные вопросы, которые действительно задавались Есенину на творческих встречах. Есенин отвечал на них. Его излюбленный ответ был: «Я лекции читать не умею, я лучше стихи прочту». Он так действительно говорил, особенно после того как приехал из турне по Европе и Америке. Его действительно спрашивали об этом, он сбивчиво отвечал, отвечал очень шаблонно и очень не любил, потому что это напоминало лекцию. В конце даже в зале становилось скучно. Даже просили: Есенин! читай стихи лучше! И когда начинал читать стихи – начиналось что-то чудесное, от бога, его гениальное выступление, чтение его стихов. Он сам читал гениально, энергетика, с которой он это делал, завораживала всех. Люди забывали про лекции, забывали, зачем они собрались, и слушали стихи Есенина.
Таким образом родился этот необычный спектакль-исповедь. На протяжении 2 часов – песни на стихи Есенина, Есенин поет, он действительно пел под гитару свои произведения на свою музыку. Ни одна песня не сохранилась. Получалось, что 2 часа Есенин, отвечая на вопросы, поет и читает. Для меня было важно, что здесь нет сценариста, нет придуманных слов за Есенина, здесь только Есенин, причем Есенин без купюр. В собрании сочинений много пропусков в некоторых стихах, там этически пропускается его хулиганство то самое – ставили точечки. Видимо, издатель полагал, что будут читать дети. Мальчишеские хулиганские выражения со сленгом задорным, не грубые, там нет мата, это все пропускалось. Здесь Есенин без купюр, в нашем спектакле, все так, как оно было, как он реально читал. Для нас было важно, что здесь Есенин без купюр и его исповедь идет с помощью его же собственных стихов. В автобиографии, которую он много раз переписывал, которую из него буквально выдавили - когда родился, детство, увлечения, когда он пришел к Богу, маленькие основные вехи творческого пути. И в конце замечательная, гениальная приписка: «Что касается остальных моих автобиографических сведений – они в моих стихах». Коротко, ясно и четко. Если вы хотите действительно узнать Есенина, читайте его стихи, читайте больше. Даже не воспоминания о Есенине, потому что это все равно люди пишут свое мнение, это Есенин через призму их восприятия. У каждого разные мнения, разные по-человечески. И с позиции этого они об Есенине писали. В нашем спектакле главное – это Есенин. Это его стихи, песни на его стихи, нет слов, выдуманных авторами спектакля, додуманных за Есенина. Это только Есенин, для меня это было очень важно. И режиссура здесь самого Есенина – его стихи. Это важно. То, что в конце есть танец смерти, – это импровизация, это придумка моя. Мне хотелось, чтобы энергетически этот танец производил впечатление, как танец Барышникова в «Белых ночах», когда он под песню Высоцкого «Чуть помедленнее, кони» импровизирует. Эмоционально, драматически мне хотелось, чтобы танец, который исполняет Максим Еремеев, был по темпераменту сродни танцу Барышникова. Насколько он это делает – уже судить зрителям. То, что он похож и эмоционально пробивает, – это для меня было важно как для режиссера. И потом идет нарезка из фильма Есенина как черно-белая хроника. В конце зритель видит основные вехи из его жизни, то, что было в сериале, эта неприкаянность жизни хулигана, скандалиста, вся боль и трагедия - все это есть на экране в таком фрагментарном наборе. Она как калейдоскоп, жизнь пронеслась перед глазами, как короткометражное кино. Так и здесь.
Вот концепция спектакля. Очень хотелось бы, чтобы люди пришли и на 2 часа, отбросив все мысли, все эмоции, погрузились бы в эту атмосферу. Поверьте, это стоит того. Знаю впечатления зрителей по поводу спектакля. Это серьезные впечатления. Я это говорю, потому что знаю мнение практически всех зрителей. Мы отыграли уже 20 спектаклей, были в самых разных городах. Впечатления практически одинаковые. Это поражает. Поражает просто сам Есенин. Я про себя молчу, я просто исполняю волю Есенина, я надеюсь, здесь исповедь самого поэта – от лирических и любовных стихов до скандальных, до боли, трагедии, «Черного человека». И в конце слова, которые произносятся в спектакле, самые важные, как мне кажется:
Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,—
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Вот амплитуда. Спектакль «Хулиган», спектакль-исповедь, спектакль-мистерия. 22 января. Приходите.