Иногда они возвращаются
«Не все юристы — риелторы, и не все риелторы — юристы, — в десять утра Елена Черепанова поднимается по ступенькам в агентство недвижимости. — Последние деньки в этом офисе работаем, скоро в свой собственный переезжаем».
На крыльце месяц подряд Елену и других обитателей офиса поджидают два рыжих пушистых кота. Отказавшись от предложенной булочки, они занимаются своими делами: тот, что покрупнее, изучает окрестности, второй лежит на тёплых трубах.
Елена садится в кресло. Телефонный звонок, заставивший быстрей открывать офисную дверь, умолк. За ним последовал другой: «Здравствуйте, Елена Александровна! Меня зовут Мария, я от Натальи Петровской, вы их в прошлом году в трешку переселяли». «Конечно, я помню, здравствуйте, Мария».
Скромный офис рассчитан на три-четыре рабочих места. Агентство и так небольшое, расскажет позже Елена, зато есть плюс: в таких конторах — тёплое домашнее отношение к каждому клиенту. Не как в агентствах-гигантах, где каждый отвечает за свою часть: кто-то за ипотеку, другой риелтор за поиск жилья, третий за продажу имеющегося. Здесь всё делает один. Например, Елена Черепанова.
«Потому и клиенты к нам возвращаются, — говорит Елена. — Если не сами, то дают рекомендации знакомым и друзьям. Именно так мы и составили базу клиентов, с которыми работаем. Уже давно не размещаем рекламу о нашей фирме».
«Все, кто хотел взять ипотеку, давно взяли»
На сегодня у Елены назначены встречи с двумя клиентами и, конечно, показы квартир. Одиннадцать часов. Стук в дверь, в кабинет заходит молодой человек. Елена внимательно рассматривает документы Сергея. Его вопрос не оригинален: мужчина хочет продать свою однокомнатную квартиру и купить «двушку», но денег на доплату нет. Потому Елене нужно помочь Сергею советом: в какой банк обратиться, какие документы предоставить, ну и, конечно, найти квартиру.
«Хотим в новостройке, — говорит клиент. — Жена ребёнка ждет, чтоб садик был недалеко, то есть в чистом поле нам не подойдет. Ну и магазины рядом, вся инфраструктура. Жена с малышом будут дома сидеть целыми днями, им же надо куда-то ходить и что-то делать».
«Все, кто хотел взять ипотеку сейчас, давно это сделали, — говорит Елена. — И вам, вероятнее всего, предоставят кредит. Судя по справкам о зарплате, все должно быть хорошо. А вот с подбором жилья нам с вами предстоит подумать. Если взять, к примеру, Краснопольскую площадку, там недорогие новые хорошие квартиры с отделкой, но все же это далековато. Точно так и микрорайоны за городом. Давайте будем ориентироваться на Чурилово?».
Нет, Сергей не согласен. Хотелось бы ближе к центру или Северо-Запад (спальный район Челябинска). Елена открывает блокнот, включает компьютер и начинает объяснять и показывать клиенту возможные варианты: планировки квартир, свободные этажи, объекты неподалеку.
Квартира — член семьи
Сергей уходит. Договаривается встретиться завтра и посмотреть три предложенных варианта. Бумаг с ним Елена никаких не подписала. «Я работаю на доверии, — объясняет она. — Если ты первым делом просишь человека подписать договор, по которому он должен тебе заплатить столько-то за покупку и столько-то за продажу, думаю, между нами сразу встает стена. Пока что не за что платить, мы ещё ничего не сделали. Все мои клиенты — порядочные люди. Не припомню, чтоб кто-то отказался рассчитаться за мои услуги постфактум. Зато у человека доверие и радость от того, что мы помогли исполнить его мечту. Ведь квартира — это не просто часть семьи. Я бы сказала, она член семьи».
Как купить, чтобы не пожалеть
Обеденное время, но Елене сегодня некогда поесть. «Потом, по дороге где-нибудь перекушу», — накидывая куртку с пушистым серым воротником, Елена бежит к машине. Позвонил клиент. Он выкроил час, чтобы увидеть квартиру, в которую никак не может попасть из-за занятости.
Мужчина давно отложил деньги на покупку недвижимости. Пообещал сыну, что на Новый год подарит ему с невесткой шикарные апартаменты, а времени просто забежать и глазком глянуть нет. «Такие клиенты тоже бывают, — говорит Елена. — Я ему предлагала утром, потом поздно вечером, он говорит, совещание, не могу, в отъезде буду, в область направился, и так целый месяц. Зато, говорит, уважаемая Елена, если бы я так не пахал, не заработал бы не то, что на такой подарок сыну — сам бы с женой и тещей в двухкомнатной «хрущевке» все тридцать лет прожил».
Мы подъезжаем к дому, похожему на замок, из красного кирпича. Черепанова и Илья Васильевич скрываются за воротами. Через полчаса выходят, клиент сияет, Елена торопливо объясняет что-то на ходу. Едем с Леной назад, в офис.
«Этот клиент прекрасно знает, чего хочет, — говорит риелтор. — Но такие обращаются не всегда. В данной ситуации я должна только проверить чистоту сделки, всё ли в порядке с документами, помочь составить грамотный договор купли-продажи, обеспечить регистрацию сделки в регпалате. Гораздо чаще обращаются те, кто толком не знает, чего хочет, где, какую, в каком состоянии квартиру, по какой стоимости, сколько комнат и главное — за какие деньги».
Дом — это хорошо, и денег своих, хоть и немалых, стоит. Но часто, говорит Елена, клиенты путают понятия «уют» и «ремонт». Потому, зайдя в квартиру, смотрят, как там красиво, как удачно подобраны тона, какая шикарная мебель, приглушенный свет. Человек зачастую платит за понравившуюся недвижимость больше, чем она стоит на самом деле, потому что не понимает: старые хозяева увезут и старинную резную мебель, и огромный телевизор во всю стену, и даже милый и так понравившийся торшер с голубыми лилиями. Останется только ремонт. Уют исчезнет. А ремонт — это стены, пол, потолок и сантехника.
«Порядочный риелтор обязательно подскажет клиенту, сколько ему придется вложить в квартиру. — говорит Черепанова. — Практически не бывает ситуаций, что человек вообще не вкладывает деньги в купленное жилье. Так зачем переплачивать за ремонт, если его всё равно переделывать?».
Что купить, чтобы накопить
Темнеет. Звонки на городской телефон Елена принимает, извиняясь по сотовому: я вам позже перезвоню, у меня встреча. «Люди к вечеру активизируются, — комментирует риелтор, ох, мы с вами даже чаю не попили, а сейчас начнутся показы. У меня сегодня встречи в шесть и в семь».
Часто, говорит риелтор, звонят люди: вы хоть мне банк, но посоветуйте, что мне сделать с деньгами, чтоб не прогореть? Я скопил пятьсот тысяч, на квартиру мало, в банк боюсь класть — прогорит, дома хранить опасно. Я всегда и всем советую: за десять лет работы ситуация на рынке недвижимости практически не меняется.
Квартиры растут в цене, любые, иногда галопом, иногда едва заметно. Недвижимость — самое надёжное и ценное приобретение. Не хватает — возьмите кредит, ипотеку, купите недорогую студию или даже комнату, в крайнем случае. Лично я считаю, не стоит хранить деньги в банке, даже самом надежном: инфляция «съест» любые проценты по вкладам. Квартиру всегда можно сдать — а это дополнительный, пусть и небольшой, доход. Или продать — по цене большей, чем приобретали.
Квартира мечты покупается молниеносно
Елена едет на первый показ, в Металлургический район. Встреча, как это часто бывает, между риелтором и клиентом назначена около шести у первого подъезда. Пока покупатель едет, Елена рассказывает интересные вещи.
Как-то раз обратился мужчина, который покупал квартиру в строящемся доме. Дом без номера, квартиры — тем более, он ткнул пальцем в чертёж нужной жилплощади и сказал: завтра сделка. Уже во время купли-продажи в регпалате выяснилось, что клиент хотел не эту квартиру, а ту, что напротив, она точно такая, только балкон больше. Мужчина был расстроен, не знал, что делать. Конечно, мы пошли ему навстречу, говорит Черепанова, заключили соглашение о расторжении сделки и нашли ему ту, что понравилась, с большим балконом. Он не верил, что такое бывает, мы же «хлопотали лишнего», и очень благодарил.
Или другой пример молниеносной покупки. Семья хотела очень быстро вложить деньги. Выбрала квартиру, на завтра договорились с продавцом встретиться в регпалате. Мы проверили недвижимость — все «чисто». После сделки новоселы поехали в купленное жилье, а ключ к двери не подходит. Они звонят, кричат, то ли ключ не тот, то ли замок сломан, то ли их обманули. Этаж тот, номер квартиры тоже. Через полчаса, когда Елена уже выехала на место, выяснилось: купленная квартира находится по улице Чоппа, а визитеры пытаются вскрыть дверь по переулку Чоппа. Слава Богу, хоть не случилось ничего, смеется Елена, через какое-то время из-за двери послышался голос испуганной старушки: ну вы всё, уходите, или мне милицию вызывать?
А другая клиентка купила квартиру, целиком и полностью положившись на вкус Елены. Позвонила, говорит, помогите, «ушла» моя квартира, продавец обещал ждать, как я свою продам, а сама раньше сделку оформила, я сижу с деньгами и трясусь, что кризис грохнет. Мне надо средний этаж, «двушечку», тихое местечко. Черепанова предложила вариант, женщина согласилась, не глядя. Сделка случилась на другой день. Клиентка готова была на руках носить Елену и все время повторяла: всё, что ни делается — к лучшему. Эта квартира ей понравилась больше той, что ушла.
«Всё всегда возвращается»
Вторая встреча на сегодня назначена на другом конце города, в Ленинском районе.
Елена говорит, сейчас к риелторам обращается абсолютное большинство покупателей. Потому что многие знают: так безопаснее. Прощаясь, женщина говорит: очень важно смотреть документы, связанные с покупкой некогда приватизированных квартир, там могут быть «отказники» и дети, имеющие право на проживание на данной площади, независимо от того, кому она принадлежит. Есть еще вагон и тележка моментов, на которые обязательно обратит внимание профессиональный юрист и риелтор, а покупатель — нет.
«Вообще же я считаю, что мы обязаны предупреждать клиентов, если сомневаемся в чистоте сделки, — говорит Елена. — Я не ставлю главным стимулом для себя заработать. Гораздо важнее сохранить свое имя и репутацию. Тогда и будут постоянные клиенты, о которых я вам говорила. А иначе ты обманешь, но тебе же всё вернётся. Всё всегда возвращается».
Смотрите также:
- «Мне не стыдно зарабатывать на чужом горе». Похоронный агент — о работе →
- Кулинарный лохотрон. Посуда или пенсия за полгода →
- Почему испанцы предпочитают узкие кровати →