«Зайцы» и «охотники»: один день с кассирами-контролёрами в электричках

Автор фото: Роман Кульгускин

«Не повезло ему, сейчас в третий раз придётся забег устраивать», – улыбается Сергей, молодой человек в шортах и чёрной майке, стоящий напротив у двери, делает вид, что ничего не слышит. Его просили выйти из поезда две станции назад, он покинул электричку, но споро успел запрыгнуть в соседний вагон. В первый раз он натолкнулся на одну бригаду кассиров-контролёров, сейчас его остановила другая и вынудила отступить в тамбур. «Да не бегаю я никуда, с чего вы взяли, глупости, какие», – отвечает юноша, но на станции выходит. Судя потому, что не бежит в противоположную от «контров» (так их за глаза называют безбилетники) сторону, до нужной станции он уже доехал.

Работает команда: комфорт для тех, кто платит, дискомфорт для остальных.

   
   
Контролёры в тамбуре пригородной электрички. Автор фото Роман Кульгускин

09:00 – Белорусский вокзал

«Сейчас мы активно ищем людей для работы контролёрами», – рассказывает руководитель пригородного сектора Белорусского направления Владимир Топчий. Отставной военный, сменил множество мест работы, но в итоге шесть лет назад оказался в структуре, прошёл путь от обычного кассира до руководителя среднего звена. Набор ведётся через центры занятости, с помощью объявлений в газетах и в поездах. «Люди нужны», – говорит Владимир и добавляет, что «с теми, кто хамит и грубит пассажирам, компания старается расставаться моментально и без лишних рассуждений».

«Раньше был миф о кассирах-контролёрах, которые ходили грязные, немытые и с дубинками. Били всех подряд пассажиров и вышибали деньги. Отчасти легенда соответствовала действительности, но с тех пор многое изменилось, – говорит Топчий. – Наша задача – обеспечить максимальный комфорт пассажиру, который оплатил проезд (купил билет или абонемент), и создать максимально дискомфортные условия для безбилетников».

Сотрудники ЧОП несут охранные функции: следят за сохранностью кассы и безопасностью контролёров. Автор фото Роман Кульгускин

В среднем, один состав обслуживает одна – две бригады кассиров-контролёров. Зависимость тут прямая от времени прохождения состава, направления. «Сложные» поезда могут обилечивать до 10–12 человек (часть из них – сотрудники ЧОП, которые несут охранные функции: следят за сохранностью кассы и отчасти безопасностью контролёров). В группе, к которой «прикрепили» корреспондента АиФ.ru, оказалось четыре человека: двое кассиров – Александр и Екатерина, да двое ЧОПовцев – Сергей и Саша (один постарше, второй помоложе). «Бонусом» шёл сопровождающий инструктор. Обычно они на маршруты не выходят.

В среднем, один состав обслуживает одна – две бригады кассиров-контролёров. Автор фото Роман Кульгускин

Екатерина и Александр одеты в фирменные красные пиджаки. У обоих на видных местах именные жетоны, как у полицейских. Охранники выглядят менее нарядно – они в чёрном. На ногах Екатерины балетки, у Александра – туфли с острыми носами. Каблуки носить Кате на работе не запрещают, но она и не думает их носить – себе дороже. «И так толкаться приходится, а вы представьте, если бы я ещё на каблуках это делала», – улыбается Екатерина.

«Явка на участок, по правилам, за полчаса до отправления первого в плане состава. Проходим инструктаж, расписываемся в явочном журнале. И так каждый день», – рассказывает Екатерина. Сейчас она работает с девяти утра, двенадцать часов – два через два. Расписание варьируется, когда позже, когда раньше. У каждого кассира-контролёра есть свой маршрут: в нём указано, кто и куда едет. Своевольничать, садиться на случайные маршруты никто не позволит, за этим пристально следят.

У каждого кассира-контролёра есть свой маршрут: в нём указано, кто и куда едет. Автор фото Роман Кульгускин

«Я сначала училась в железнодорожном училище в Ярославле. Там отработала шесть лет контролёром, а потом решила переехать в Москву», – говорит девушка. В профессии, признаётся она, оказалась случайно: «Просто захотелось пойти на железную дорогу и всё. Отучилась и до сих пор работаю».

   
   
Контролёр проверяет билеты у пассажиров в пригородной электричке. Автор фото Роман Кульгускин

Её напарник – также попавший в структуру открытого акционерного общества «Центральная пригородная пассажирская компания» «случайно» – оказывается более разговорчивым. Впрочем, как и инструктор. Первый раньше жил за полярным кругом, в Салехарде. Шесть лет проработал в пожарной части, хотя по образованию бухгалтер.

«Не могу сказать, что здесь сложнее работать. И там, и там много общался с людьми, так что мало что изменилось», – рассказал Александр. «Я раньше вот работал старшим по складу, – делится инструктор. – Решил сменить деятельность. Проработал 2,5 месяца на «зелёных поездах». Потом меня перевели на «экспрессы». Стал инструктором».

«Зелёными» – из-за окраса вагонов – по терминологии контролёров называются обычные электропоезда.

«Экспрессы» – электрички повышенной комфортности и скорости (останавливаются только на основных станциях).  Тем временем подъезжает нужный поезд, и бригада отправляется на «сбор дани».

«Ни один поезд не останется без нашего внимания», – уверяет Александр, быстро преодолевая первый вагон, который фактически оказывается пустым. В трёх следующих все пассажиры оказываются с билетами и проездными. Первый перегон выдаётся спокойным, успеваю заговорить о финансовой составляющей дела.

«Получается зарабатывать 30–40 тысяч рублей», – говорит Александр. «У меня где-то так же», – отвечает Екатерина. В их отделе есть и контролёры-стахановцы, которые зарабатывают до 70 тысяч рублей. Ко всему этому добавляется «соцпакет»: оплачиваемый отпуск в 28 календарных дней, оплачиваемый проезд, путёвки в лагеря и санатории и т. д. Кассир кассиру рознь. Есть фиксированный оклад – 9712 рублей. А остальной заработок зависит от суммы, «которую человек принёс в компанию». Чем больше контролёр сдал, тем выше у него премиальные. «Премия достигает 50 копеек с рубля (с валового дохода)», – расписывает прелести профессии Топчев.

Контролёры-стахановцы зарабатывают до 70 тысяч рублей. Автор фото Роман Кульгускин

«Зайцы» бывают разные. 14:00 – Белорусский вокзал

Бригада контролёров вместе с корреспондентом АиФ.ru до обеденного перерыва – он совпал с длинной паузой в расписании работы электричек – успела сделать два выезда туда-обратно по «короткому рукаву». «Длинный» в такое время уложился бы один. На обед кассирам-контролёрам выделяется час. В зависимости от станции, на которой они находятся, есть приходится либо в столовых и кафе, либо в пути. Сергей радуется, что график сегодня выпал такой, что удаётся купить первое: «Бывает, что приходишь, а его уже нет. Раскупают, а вот сегодня всё отлично».

За обедом разговариваем о досуге и коллегах. Удаётся выяснить, что так же, как «зайцы», и «охотники» – это совершенно разные люди. В контролёры идут и молодые – от 18 – и пожилые (до 58). С высшим и средним образованием. В общем, всякие. «Мы обычные люди, как все. На рыбалку ездим, сериалы смотрим, КВНы. Вкалываем, но и отдыхать умеем, – делятся кассиры. – Не звери и не церберы, понимаем, что есть люди, которые живут на средства ниже прожиточного минимума. Но бывает, смотришь – вполне обеспеченный человек, а упирается за каждую копейку».

По словам кондукторов, можно со счёту сбиться, если попробовать оценить, сколько раз, перебегая из вагона в вагон, чтобы сэкономить, «зайцы» теряли мобильные телефоны, забывали сумки, падали в лужи, рвали одежду. «Недавно так и вовсе забыли телевизор, – поделился забавной историей собеседник АиФ.ru. – Хорошо, что хозяева экстренно связались, а то у прибора нашёлся быстро другой «хозяин». Вмешалась полиция, и инцидент удалось предотвратить». Есть, впрочем, и малоприятные эпизоды. «Бывает, что приходится вызывать скорые и оказывать первую помощь. Много пенсионеров не выдерживают жару», – рассказывает Екатерина. «Сами-то спасали кого?» – интересуюсь я. «Многое бывало, мы уж лучше скромно умолчим», – отвечают «бригадники».

Иногда, перебегая из вагона в вагон, чтобы сэкономить, «зайцы» теряют дорогие вещи. Автор фото Роман Кульгускин

«Главная проблема, с которой мы сталкиваемся, – отсутствие законодательных норм, – говорит Александр. – Фактически ничего с безбилетником сделать нельзя. Ему можно предложить покинуть вагон и всё. Активные действия могут в экстренных случаях применить сотрудники полиции. Но их, хоть они и сопровождают поезда, не хватает».

«Заяц также может послать контролёра, так как, по закону, за непредъявление билета ему ничего не будет. Тронуть пальцем ни контролёр, ни ЧОП, ни полицейский не имеют права», – резюмирует контролёр. Более того, установить факт отсутствия оплаченного проезда может только суд. И даже в этом случае оштрафовать гражданина по статье КоАП не смогут, так как орган, который может выносить постановление по соответствующей статье КоАП, просто отсутствует.

«Прежде всего, контролёр работает, как психолог, – говорит Владимир Топчий. – Контролёр должен психологически убедить пассажира, чтобы тот приобрёл билет или покинул вагон. Должен, подходя к скамейке, оценить, в каком состоянии человек, как он может ответить. Грамотный контролёр предвидит конфликт и не даёт пассажиру себя провоцировать».

В ЦППК корреспонденту АиФ.ru пояснили, что, помимо турникетов, существенной мерой по борьбе с безбилетным проездом должны стать повышенные штрафы. Автор фото Роман Кульгускин

Методы общения у каждого свои, рассказывать о них контролёры не спешат, но признаются, что помогает не только строгость, но и юмор с находчивостью. «Видно иногда по глазам, что обманывают и говорят не ту станцию, с которой (и до которой) едут, но работаем со слов пассажира. Чтобы не конфликтовать», – говорит Александр «Мужчина, ваш билет!» – Екатерина деликатно касается плеча спящего пассажира. Из-под капюшона, закрывающего лицо, слышится что-то невнятное. Билета не оказывается, и пассажир отправляется на выход. «Нас уже два раза проверяли», – негодует группа пенсионеров. «А теперь третий, контрольный», – улыбается Александр. За один проход каждому удаётся продать по 3–4 билета. Но это не показатель. Бывает, что талончики печатаются десятками, бывает, что обилетить не удаётся никого. Фортуна играет рука об руку с настойчивостью.

«Мы должны быть исключительно вежливы, знать расписание движения, где и как получать социальные карты. Пассажиры такими вещами интересуются», – говорит Александр.

Контролёры должны знать расписание движения, а также где и как получать социальные карты. Пассажиры такими вещами интересуются. Автор фото Роман Кульгускин

«А вы зачем снимаете», – интересуется у корреспондента АиФ.ru мужчина с чёрным кожаным портфелем в руках, который после короткого препирательства с Екатериной всё-таки принимает решение расстаться с шестьюдесятью рублями и пригоршней мелочи. «Делаю репортаж о работе контролёров», – отвечаю я, предлагая высказать претензии по работе. «Какие уж тут претензии, отлично всё ***, в лучшем виде». «Вы лучше напишите, что поезда часто отменяют, и мы на работу опаздываем», – подключаются к диалогу две женщины. «От контролёров это не зависит», – отвечает Александр. «Так у нас претензий к вам и нет. Мы же за проезд платим», – завершают беседу женщины.

«К замечаниям и придирками со стороны людей мы привыкли, – делится Екатерина. – Не грубим в ответ. Сил и времени на это нет, стараемся сдерживаться, хотя порой бывает тяжело, особенно с пьяными или футбольными болельщиками». Перхушково, Здравница, 5 зона, Жаворонки – станции с причудливыми названиями проплывают одна за одной.

Езда на месте. Одинцово – Москва – 19:00–21:00

Нужный поезд вовремя не приходит. Отменили рейс из-за неисправности состава. В ожидании следующего есть пятнадцатиминутный зазор. Молодой ЧОПовец достаёт из кармана пачку сигарет, «стреляет» у прохожего зажигалку и вкусно затягивается. «Быстро погаси, – требует старший. – Закон вышел, с первого числа нельзя в общественных местах. Терпи ». Сигарета летит в урну.

«На какой станции вы сели», – интересуется у одного из пассажиров Екатерина. Мужчина отворачивается и молчит. Контролёр медленно опускает руку на плечо пассажиру и постукивает пальцами. На безымянном пальце маленькое скромное колечко. У каждого в бригаде есть семья и по одному ребёнку. «А, что?!» – вздрагивает клиент. От него пахнет спиртным, рука тянется куда-то к поясу. Охрана подходит с двух сторон – мало ли что, может быть, у «зайца» нож или баллончик с перцовым газом (такие случаи бывали). Мужчина сплёвывает, думает ещё минуту и называет 109-ый километр. На этой станции турникетов нет. Из кармана извлекается мятая пятисотка. «Мельче нет?» – просит Екатерина. «Нет», – бросает в ответ пассажир. К счастью для девушки, сидящий рядом студент предлагает разменять крупную банкноту. Мужчина говорит, что выходит через две, но сдержит он своё слово или нет, проверять нет времени. Надо обойти ещё половину состава.

Уже перед самым расставанием Александр указывает на юношу, одетого во всё жёлтое. Тот с отрешённым видом смотрит в окно, в ушах наушники. «Жаль, что мы его только сейчас заметили, он ролики снимает провокационные с нашими контролёрами и выкладывает на Youtube. Знают, что ничего с ними сделать нельзя, вот и развлекаются. Провоцируют конфликты, не платят за проезд, издеваются», – говорит Александр. Сам он «звездой Youtube» пока не стал, но его знакомые в Интернете «засветились».

«Мы их действия тоже снимаем в ответ, – говорит Александр. – Но это сродни бегу на месте. Пока законодательство не поменяют, снимать можно кого угодно и сколько угодно. Проблему «зайцев» это не решит, разве что добавит нам выдержки».

Пассажиры в ожидании электрички на Белорусском вокзале. Автор фото Роман Кульгускин

В ЦППК корреспонденту АиФ.ru пояснили, что помимо турникетов, существенной мерой по борьбе с безбилетным проездом должны стать повышенные штрафы. Тогда человек будет знать, что понесёт за нарушения административную ответственность, говорят в ведомстве. Кратность штрафа должна превышать максимальную стоимость проезда по данному маршруту.

Смотрите также: