Следж-хоккеист Руслан Тучин: «Нам, в отличие от олимпийцев, нечего терять»

Эта сборная заставила страну вновь полюбить хоккей. © / РИА Новости

«Лучше бы сразу насмерть, чтоб не мучился», - говорили про нашего Димку, когда ему ампутировали ногу. И мы с женой тогда поклялись, что сделаем всё, чтобы он и правда не мучился. В жизни», - вспоминает Владимир, отец Дмитрия Лисова - капитана сборной по следж-хоккею.

   
   
Илья Попов, Владимир Литвиненко и Дмитрий Лисов, завоевавшие серебряные медали на соревнованиях по следж-хоккею на XI зимних Паралимпийских играх в Сочи, во время медальной церемонии. Фото: РИА Новости / Алексей Мальгавко

В тот год, когда Диме исполнялось 3 года, Лисовы гостили у бабушки в Курской области. Димка незаметно для родителей выскочил из песочницы на дорогу и попал под колёса машины…

«Казнили, винили себя страшно… А потом, когда шок прошёл, поняли: жизнь должна продолжаться, - рассказывает Владимир, который приехал в Сочи по программе поддержки семей паралимпийцев P&G «Спасибо, мама!». - Старались сделать всё, чтобы сын не чувствовал себя ущемлённым. Захотел заняться игрой на гитаре - пожалуйста, английским языком - не во­прос. Хотя и было это накладно для семьи: я ведь - машинист тепловоза, мама наша - раскройщик на фабрике. Но нюни не распускали, не жалели его, требования  предъявляли как к здоровому. Поэтому и он сам никогда не считал себя не таким, как все.

Довольно быстро после операции Димка встал на протез. В школе в футбол играл - со здоровыми одноклассниками. А когда сыну было 9 лет, ему предложили попробовать себя в футболе для ампутантов. Позже Димку заметили и предложили попробовать себя в следж-хоккее. Игра ему по­нравилась больше футбола, потому что более скоростная, контактная. Когда увидел, как ребята там бьются, то меня это, конечно, поначалу напугало… А мама наша до сих пор не может смотреть матчи: я отсматриваю первый, а потом делаю ей нарезку из более нейтральных моментов... Хотя кто не видел нашу игру с американцами - тот много потерял!»

«Мо-лод-цы, мо-лод-цы!» - ревел стадион, даже когда россияне уступили  сборной США в финале. «Это было так неожиданно, что даже слёзы накатили. Мы никак такого внимания, такой поддержки не ожидали», - говорит нападающий Руслан Тучин.

Василий Варлаков, Владимир Каманцев и Руслан Тучин после победы в полуфинальном матче между сборными командами России и Норвегии на XI зимних Паралимпийских играх в Сочи. Фото: РИА Новости / Григорий Сысоев

Столяр Руслан Тучин попал под поезд и 8 лет не выходил из дома. Андрей Двинянинов отморозил ноги в армии. Владимира Литвиненко переехал трамвай. Вадим Селюкин потерял ноги в Чечне...

Пока олимпийская сборная искала объяснение поражениям то в миллионных зарплатах звёзд, то в недальновидности тренера - паралимпийская команда заставила страну вновь полюбить хоккей.  Санки вместо коньков, две клюшки, постоянные травмы рук, которые не могут до конца заменить ноги… Эту сборную ведь стали формировать только в 2009-м - специально к Сочи. Ребята только в прошлом году впервые поехали на чемпионат мира. Уехали оттуда с «бронзой»!      
   

- Всё очень просто: нам, в отличие от олимпийской сборной, нечего терять, - объясняет Тучин. - У нас всё самое страшное уже позади. Поэтому путь только один - вперёд, и всё!

Конечно, им хотелось победить. 23-летний капитан Лисов мечтал сыграть в финале с канадцами. «Так было бы интереснее». Но нам достались американцы и... «серебро». «Серебро», которое со слезами счастья на глазах. «Серебро», которое возвращает веру в настоящих мужчин на льду. «Серебро», которое на вес золота.