Продавать российское. Как государство помогает предпринимателям

Государство оказывает действенную помощь предприятиям, которые наметили выход на зарубежный рынок. © / freepik.com

После ухода многих западных компаний российский бизнес стал осваивать освободившиеся ниши.

   
   

Не упустить свой шанс

Казалось бы, раз иностранные конкуренты сбежали, отечественные предприятия получили бонус: производи больше и продавай. Конкуренция ведь стала меньше. 

«При этом перед россий­скими производителями встал и ряд серьёзных вызовов, – рассказывает аналитик Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли Каринэ Хаджи. – Российские потребители требовательны к качеству и ожидают, что российские товары будут не хуже, а то и лучше товаров ушедших иностранных компаний. Однако у отечественных компаний, даже производящих реально качественный товар, всегда были сложности с тем, чтобы привлечь покупателей».

Какие отрасли наиболее перспективны для расширения присутствия отечественных производителей? Каринэ Хаджи считает, что это сфера туризма. Также дополнительный импульс для развития получили ИТ-компании – в России разрабатывается немало интересных технологий. Открываются ниши в фармацевтике, косметической продукции. «Сейчас много малых предприятий, которые занимаются мыловарением, изготовлением натуральных средств ухода, – поясняет Каринэ Хаджи. – К примеру, крымские производители могут развивать производство местной косметики. Вся эта продукция уже продаётся через электронные торговые площадки – «Озон», «Вайлдберриз» и другие».

Например, компания «Уральская мануфактура» – одна из лидеров в России по производству натуральной косметики: шампуней, кондиционеров для волос, кремов и др. Её создали в 2008 г. супруги Дмитрий и Светлана Одеговы

С производством одежды и средств бытового назначения тоже нет проблем. И по электронным торговым площадкам в интернете видно, что такие товары хорошо продаются. 

Стимул для роста

Были серьёзные опасения, связанные с замещением в области лекарств и медтехники, но трудности оказались надуманными. Так, в подмосковном Фрязине компания «Исток-Аудио»­ создаёт оборудование для людей с нарушениями слуха, в том числе уникальное. В России общий объём рынка слуховых аппаратов – 350 тыс., из них 200 тыс. – доля импорта. Лидерами рынка традиционно были компании из ЕС. Фрязинская компания оказалась готова заместить импорт. 

   
   
Нажмите для увеличения

«Наши производственные мощности позволяют выпускать 300 тыс. слуховых аппаратов в год. Для отечественных производителей сложилась уникальная ситуация в части поставок на рынок слуховых аппаратов собственной разработки», – рассказал гендиректор «Исток-Аудио» Иван Климачев.

Ещё один вариант расширения производства – создание совместных предприятий с партнёрами за границей. «Если каких-то компонентов не хватает, нужно время, чтобы внедрить технологию. Однако не всегда целесообразно производить всё в России. Иногда можно находить партнёров за границей и налаживать с ними взаимодействие», – считает Каринэ Хаджи. 

Справятся ли российские производители с возросшими потребностями отечественного рынка? «Не вижу никаких проб­лем, товары активно производятся, – убеждена аналитик. – Проблема в том, что некоторые производители представлены только в регионе или даже в отдельных городах. Им нужно помогать расширяться по стране».

Немаловажный вопрос – мотивация. Мы привыкли смотреть на Запад, думая, что там всё лучше. Нынешняя ситуация показывает: это не так. И в этом тоже можно найти стимул для внутреннего роста. 

Россия – очень самодостаточная страна: у нас есть и ресурсы, и рабочие руки, и технологии. Значит, можно не только насытить свой рынок, но и выходить на международные. Каринэ Хаджи назвала наи­более перс­пективные рынки. В первую очередь это Китай, Индия, с которыми у нас давняя история сотрудничества, дружественно расположенное население, готовое принимать нашу продукцию. Кроме того, рынки Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, а также наши традиционные партнёры – страны СНГ. 

Как производить больше и лучше?

Чтобы заместить импортные товары после ухода западных компаний, нужно нарастить объёмы производства, разрабатывать новую конкурентоспособную продукцию.

Для этого компании могут подключиться к национальному проекту «Производительность труда». Эксперты Федерального центра компетенций и региональных центров бесплатно помогают предприятию научиться бережно использовать ресурсы – людские, материальные и временные. Предприятие экономит за счёт себестоимости продукции и увеличивает прибыль. Улучшаются условия труда рабочих.

В нацпроект вступили 4039 предприятий. И есть ощутимые результаты. Например, в химпроме эксперты нацпроекта помогли 120 предприятиям. «Рост добавленной стоимости превысил 22 млрд при затратах государства в 720 млн. 30-кратный экономический эффект сопровождается ростом производительности труда в 13%. Нацпроект поддерживает не гигантов отрасли, которые в состоянии сами повысить производительность труда. Речь о крупных компаниях, чей вклад в экономику также значим», – отметил замминистра экономического развития Мурат Керефов.

Так, на ярославском предприятии АО «Фритекс», которое выпускает композиционные полимеры, выработка продукции благодаря нацпроекту увеличилась почти на 30%. Толь­яттинский «РосАвтоПласт», производитель термопластичных композиционных материалов, почти вдвое сократил время переналадки оборудования после внедрения улучшений. Суточная выработка на предприятии к концу 2022 г. должна вырасти на 30%, а добавленная стоимость – с 230 млн до 390,3 млн руб.

Кстати

Ещё одна стратегическая инициатива – «Прорыв на рынки СПГ». Сжиженный природный газ на Восток стали доставлять танкерами по Северному морскому пути. Начато строительство заводов по газо­переработке в Самарской и Ленинградской обл. Разработчики создают программные продукты для энергетики. Так, технологиями пермской компании Galileosky пользуются компании в 70 странах.