У тех, кто давно мечтал начать карьеру в цифровой индустрии и примерить на себя образ успешного айтишника, теперь есть такая возможность.
От программиста до архитектора
«В российской экономике нехватка IT-кадров фиксируется в объёме от 500 тыс. до 1 млн специалистов, – говорит ректор Университета 2035 Вадим Медведев. – В топе востребованных IT-специалистов в России – программисты, аналитики, специалисты техподдержки, руководители проектов, сисадмины, дизайнеры. В создании, поддержке и развитии IT-продуктов участвуют не только разработчики. Рынку нужны также бизнес-архитекторы, маркетологи, веб-дизайнеры, и проект «Цифровые профессии» предусматривает подготовку всех таких специалистов». На преодоление кадрового дефицита в IT-сфере направлен комплекс мер национального проекта «Цифровая экономика». Среди них проект «Цифровые профессии», благодаря которому можно получить дополнительное образование в области информационных технологий со скидкой от 50 до 100%, в зависимости от льготной категории. Оператором проекта выступает Университет 2035.
Каталог «Цифровых профессий» постоянно обновляется, но уже сейчас в нём есть специальности на любой вкус и уровень подготовки – 135 курсов от ведущих образовательных организаций. А найти подходящий смогут как новички, так и программисты, которые уже получили профессиональное образование в IT-сфере, но хотят сменить или расширить специализацию. Можно взяться за изучение искусственного интеллекта, стать качественным сисадмином, проджект-менеджером, прокачать навыки веб-дизайна. Реализовать себя возможно в любой сфере.
Засеять поле с дрона
«Информационные технологии – это, с одной стороны, рынок мировой и российской экономики, в котором участвуют и бизнес со своими продуктами, и государство, снабжающее страну телекоммуникациями, – продолжает Вадим Медведев. – С другой стороны, есть исконные IT-профессии, связанные в основном с разработкой, аналитикой, тестированием, которые применяются во всех экономических сферах. На фоне растущего темпа цифровой трансформации в IT-специалистах нуждаются абсолютно все отрасли, включая традиционные: сельское хозяйство, АПК, промышленность, образование, медицина, искусство. Появляется всё больше специалистов, которые обладают навыками программирования и настройки определённых технологий, которые всегда были аналоговыми: цифровая сварка, засев полей агродронами, художники AR/VR (дополненная и виртуальная реальность. – Ред.). От фрезеровщика сейчас требуется серьёзная подготовка по программированию аппаратов с ЧПУ, от агронома – настройка систем с искусственным интеллектом (ИИ) для обнаружения болезней растений и управления водными ресурсами и почвой».
Вот почему сегодня качественная подготовка кадров для IT-отрасли – одна из ключевых задач националього проекта «Цифровая экономика».
«В связи с оттоком специалистов с российского рынка и выходит так, что новичков, пришедших в компании, порой некому обучать, так как специалисты среднего и высшего звена уехали, – рассказала один из руководителей компании в сфере онлайн-образования «Нетология» Валентина Куренкова. – Поэтому наша задача сейчас – выпустить на рынок таких специалистов, которые сразу смогут начать работать без продолжительного менторства со стороны старших коллег. Свои услуги мы предоставляем максимально широким слоям населения, в том числе благодаря участию в федеральном проекте нацпроекта «Цифровая экономика».
Сколько нужно учиться?
Реально ли освоить IT-профессию за короткое время? Зависит от того, что вы хотите.
«Конечно, получить IT-профессию за пару месяцев с нуля невозможно, – считает Вадим Медведев. – Можно начать новую образовательную траекторию или повысить квалификацию в смежной области. «Цифровые профессии» национального проекта «Цифровая экономика» предлагают множество вариантов курсов различной сложности и требований к текущему уровню подготовки слушателя. Если курс по искусственному интеллекту рассчитан на уже практикующих IT-специалистов и его придётся изучать два года, то проджект-менеджмент можно освоить за 3–5 месяцев».
Эксперт отмечает: почти две трети россиян (64%) не работают по специальности, полученной в колледже или вузе. «Однако чтобы сменить профессию и переквалифицироваться в айтишника, не надо снова идти в вуз на 4–5 лет – на рынке существует достаточное количество качественных программ от лидеров рынка IT-образования, – говорит В. Медведев. – Идея проекта «Цифровые профессии» заключается в том, что гражданин, заинтересованный в смене вида деятельности, может в ускоренном режиме пройти переквалификацию и начать работу в области IT».
Кстати
В 2021 г. к обучению по проекту «Цифровые профессии» приступили свыше 26 тыс. человек, из них более 15 тыс. уже завершили обучение. Больше всего заинтересованность в получении IT-профессии (53%) показали люди 35–54 лет, но молодое поколение тоже не отстаёт. Участники в возрасте от 18 до 34 лет составили почти половину (46%) от общего числа желающих пройти обучение. Самые популярные направления обучения – программирование и аналитика.