Красота по-русски. Чем торгуем с заграницей

Маммограф без облучения и прочие новинки медицины создаются на российских предприятиях. © / Фото: mpedance.ru

Оказывается, медтехнику и косметику российские компании умеют делать не хуже, чем в Европе и США. И это доказывает спрос на отечественную продукцию в странах СНГ, Азии, Латинской Америки.

   
   

Успешно развивать сотрудничество и торговлю с иностранными партнёрами российским предпринимателям помогают меры господдержки национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

От маммографа до кресла

Ярославское предприятие малого бизнеса «СИМ-Техника» производит инновационные портативные маммографы для выявления рака молочной железы. Технологию томографии без излучения, с помощью тока, создали учёные Института радиотехники и электроники РАН ещё в 1995 г., а медицинский метод диагностики разработали в 2000 г. учёные Ярославской государственной медицинской академии. Суть в том, что электропроводность опухолей и здоровых тканей различается. Прибор и технология используются во многих клиниках в России, а также в странах Юго-Восточной Азии, Южной Африке и на Ближнем Востоке. «Если есть потенциал экспортного продвижения – однозначно надо выходить на зарубежные рынки. Мы представляем уже пятую версию оборудования, постоянно совершенствуем программное обеспечение. Как малый бизнес мы начали получать услуги в Центре экс­порта и стремимся освоить рынок Латинской Америки», – рассказал коммерческий директор ПКФ «СИМ-Техника» ­Максим Цофин.

Ижевское предприятие «Клер» выпускает гинекологические кресла, которые не уступают немецким и итальянским. «У нас есть даже преимущества, мы применяем более инновационный подход», – отмечает директор предприятия Владимир Емельянов. Все основные компоненты для кресел отечественного производства: металл из Пермского края, пластик из Тольятти, фанера и шлейфы для подключения электрической части с удобными разъёмами – удмуртского производства. География поставок – от Калининграда до Камчатки. Планируют выходить на рынок ближнего зарубежья. В ассортименте стоматологические установки, оборудование для салонов красоты, приборные стойки. Скоро начнут выпускать оборудование для офтальмологов и лор-­врачей.

Елатомский приборный завод из Рязанской области экс­портирует продукцию в 28 стран, включая страны СНГ и дальнего зарубежья. В 2019 г. предприятие заработало на экс­порте 289,6 млн руб., а в 2020 г. – 326,6 млн руб. В 2021 г. компания вошла в число победителей Всероссийского конкурса «Экспортёр года». Компания производит медицинскую диагностическую и терапевтическую аппаратуру, а также хирургическое оборудование, мединструменты и ортопедические приспособления.

Красота по-русски

Тамбовской компании «Оборудование Макс», которая выпускает известные в России и за рубежом пылесосы для мастеров маникюра, выйти на зарубежные рынки помог региональный Центр поддержки экспорта благодаря национальному проекту «Международная кооперация и экспорт». Предприятие обратилось в центр в 2018 г., ­специалисты обучили сотрудников экспортной деятельности, помогли запатентовать торговую марку и модели. В результате компания стала конкурентоспособным экспортёром своей продукции на рынки дальнего зарубежья. С началом пандемии продажи на оборудование для салонов красоты упали. Предприятие смогло быстро переориентироваться и начать пошив масок для лица, а также запустило новый цех по производству рециркуляторов-очистителей воздуха полного цикла. Что касается сборки пылесосов, то предприятие уже перешагнуло рубеж в 100 тыс. штук.

Предпринимательница из Чебоксар Елена Мокеева в 2018 г. создала собственную марку профессиональных средств для ухода за кожей лица и тела M.AKLIVE. И теперь их покупают в России и 13 странах за рубежом. Елена по профессии врач, затем открыла свою студию красоты. А потом решила заняться разработкой косметических средств. Сейчас ассортимент большой: пенка для умывания, гели для душа, кремы, отбеливающие и антивозрастные сыворотки, сред­ства анти-акне. Продукция выпускается на четырёх больших косметических заводах: два из них находятся в Москве, ещё два – в Челябинске и Кирове. В 2021 г. объём экспорта косметической продукции составил чуть более 1,25 млн руб. ­Чувашскую косметику полюбили во многих странах. «В России одно из сильнейших образований в области химии, – отмечает Елена Мокеева. – Поэтому у нас великолепные технологи, и мы умеем делать продукты не хуже, чем Европа или Америка. Порой даже лучше, но по более адекватным ценам».

   
   
Нажмите для увеличения

С начала этого года компания серьёзно нарастила объём экспорта благодаря мерам господдержки. В частности, компании Елены предоставили субсидии для развития бизнеса.

«Центр экспортной поддерж­ки помог нам с сертификацией продукции. Сейчас сотрудничаем в поиске новых партнёров, контрагентов в зарубежных странах, в том числе в евразийском пространстве, в первую очередь это Казахстан и Беларусь, рассматриваем турецкий рынок», – сообщила предпринимательница.

Важно

Разобраться с таможенными вопросами при выходе на зарубежные рынки бизнесменам помогают два сервиса на цифровой платформе «Мой экспорт». Это «Консультации по вопросам таможенного оформления, валютного контроля, применения НДС 0%» и «Оказание услуг по таможенному оформлению (услуги таможенного представительства)». Найти их можно на маркетплейсе услуг профподрядчиков «Профессионалы экспорта».

«Экономическая эффективность любого экспортного проекта зачастую зависит от того, насколько правильно спланирован и выстроен алгоритм оформления таможенных процедур, – считает старший вице-президент Российского экспортного цент­ра Никита Гусаков. – Теперь маркетплейс «Профессионалы экспорта» стал цифровой площадкой, с помощью которой экспортёры и специалисты в сфере таможенного законодательст­ва ЕАЭС и РФ могут взаимодей­ствовать. Причём одна услуга дополняет другую – после консультации по оформлению таможенных документов при желании компания может обратиться непосредственно за оформлением декларации на товары».