С кларнетом с детства. Антон Мойсеенко о юности в Покровском-Стрешневе

«После репетиций мы с отцом шли в местный парк. Гулять здесь я люблю и сегодня», – говорит всемирно известный кларнетист Антон Мойсеенко. © / Игорь Харитонов / АиФ

«Мой район» продолжает серию публикаций об известных людях Покровского-Стрешнева. Антон Мойсеенко – всемирно знаменитый кларнетист, композитор, сооснователь Duo Inspiro и проекта SoundOut. Первый кларнет Большого симфонического оркестра им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева.

   
   

В 2012 году Антон Мойсеенко стал победителем международного конкурса TWIYCA в Великобритании и вскоре после этого выступил с сольными концертами в соборе Св. Мартина в Полях в Лондоне и Карнеги-Холле в Нью-Йорке. В 2013 году стал победителем на престижном конкурсе BJIMC в Пекине. Как солист и камерный музыкант Антон Мойсеенко выступал в лучших залах России, Германии, Италии, Испании, Китая и США.

Антон рассказал о любимом Покровском-Стрешневе и детстве в районе. 

Пирог от соседки

– Антон, вы родились в Минске, а потом переехали с родителями в Москву в район Покровское-Стрешнево. Это ведь так?

– Мама играла на фортепиано и аккордеоне, а папа – на кларнете. К нам часто приходили в гости их друзья и коллеги, все вместе они играли и пели под фортепиано или гитару. Мы жили на улице Свободы, в нашей квартире всё было пропитано творчеством, хотелось сочинять музыку, знакомиться с новыми произведениями и просто творить. Играть на кларнете я начал, когда мне было 10 лет. Днём с отцом мы репетировали, а ближе к вечеру, если погода позволяла, гуляли по району. У нас хранилось много старинных вещей, в том числе уникальных книг. Ещё подростком я впервые прочёл «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева, книгу, которая произвела на меня неизгладимое впечатление. Наверное, только русский человек может с такой любовью писать про алкоголь, одновременно критикуя подобный образ жизни.

Также у нас в квартире была прекрасная коллекция виниловых пластинок. В 15 я увлёкся джазом и творчеством легендарных джазовых пианистов Билла Эванса, и Оскара Питерсона и Чика Кориа.

В квартире на улице Свободы с любимым попугаем. Фото: Из личного архива

– Что больше всего запомнилось из юности в районе?

   
   

– Тогда по нашей улице ходил разрисованный трамвай «Чебурашка». Видно было, что он довольно почтенного возраста. Внутри была надпись – что-то вроде того, что он сделан из металлолома, собранного пионерами. 

Кстати, благодаря музицированию мы познакомились с нашими соседями. В прошлом они были геологами и за годы работы успели собрать роскошную коллекцию минералов! Мы подружились, они частенько заходили к нам. Я играл на кларнете, а они рассказывали об экспедициях и местах, где им посчастливилось побывать. Зинаида Иосифовна – так звали нашу соседку – пекла просто потрясающие пироги с капустой. 

Как-то после репетиции отец предложил мне пойти в тир пострелять. Оказалось, недалеко от нашего дома в нескольких остановках находится «Стрелковый клуб». 

«В нашей квартире всё было пропитано творчеством». Антон Мойсеенко с родителями-музыкантами. Фото: Из личного архива

Отвести душу в тире

– Вот уж не подумала бы, что кларнетист может увлечься стрельбой!

– Я тоже никогда не думал, что мне может понравиться стрельба. Всегда довольно прохладно относился к оружию. Но, видимо, правильно говорят: всему своё время. После репетиций я садился на трамвай и ехал в тир отвести душу. И сейчас мы с супругой, когда выдаётся возможность, приезжаем туда пострелять. Как-то, помню, прогуливаясь по району, я увидел за забором больницы на Волоколамском шоссе красивое старинное здание с башнями и шпилями. Оно располагалось на территории больницы. Так совершенно случайно я обнаружил знаменитую в районе дачу Зегера. Тогда мне позволили пройти на территорию и даже пустили внутрь здания. Как позже выяснилось, этот особняк, построенный в начале XX века, – работа архитектора Адамовича

В выходные мы с отцом отправлялись в парк. Иногда брали велосипеды и устраивали себе велопрогулки, прихватив рюкзаки с провизией. Могли провести там целый день – заряжались энергией и вдохновением. Кстати, одно из своих ранних произведений мне навеяла прогулка по парку. Я тогда написал одну из своих первых прелюдий для фортепиано. 

Мальчик вырос, но с кларнетом не расстался. Фото: Из личного архива

– Сейчас вы уже признанная звезда в мире классики. В каких проектах заняты сегодня?

– Сегодня я работаю в БСО им. Чайковского. Кроме основной работы у нас с женой есть свой собственный просветительский проект SoundOut, посвящённый продвижению классической музыки и искусства в целом. Мы стараемся объединять разные виды искусства для более глубокого погружения слушателей в эпоху создания шедевров. С этого сезона мы запустили детские программы для самых юных слушателей. В этом нам очень помогла моя мама, Елена Мойсеенко, которая уже больше 30 лет занимается музыкальным развитием детей и является лидером Ассоциации орф-педагогов России. Наша следующая программа для детей «Сладкая страна» запланирована на 10 ноября. А пока мы активно готовимся к концерту для взрослых «Музыка и вино | эпохи и стили», который пройдёт 14 и 17 октября в Галерее искусств на Патриарших прудах. Это будет фортепианный концерт. Пианистки Елена Мойсеенко и Фатима Дзусова проведут нас сквозь эпохи и продемонстрируют эволюцию такого редкого вида ансамбля, как фортепиано в четыре руки. Это камерные мероприятия с живой музыкой, проекцией хроники прошлых лет и возможностью вживую пообщаться с солистами. 

Смотрите также: