«Песня помогала выжить». Как ансамбль «Жива» возрождает песенную культуру

Участники ансамбля «Жива» в экспедиции на Соловецких островах. © / vk.com/club 22369385 / Из личного архива

   
   

Этот необычный коллектив, который базируется в Обручевском районе, прославился исполнением народных песен. Его участники занимаются изучением, сохранением и возрождением русской традиционной песенной культуры, народного быта, костюма, ремёсел. Репертуар – русские и украинские народные песни разных жанров: лирические, плясовые, свадебные, календарные, шуточные, хороводные, баллады, казачьи романсы. Подлинные многоголосные песни исполняются как a cappella, так и в сопровождении народных инструментов – гармони, балалайки, скрипки, гитары, жалейки, бубна, трещоток. Всего в коллективе 20 человек разного возраста – от выпускниц школы до людей старшего поколения.

Очень важное место в ансамбле отводится костюмам. «Я долго искала, как одеть коллектив. Все наши знакомые казачьи коллективы наряжены одинаково – в парочки (юбка и короткая блузка). Но мы изучили историю и узнали, что это не традиционные казачьи костюмы. Кубелёк – приталенное распашное платье, расклешённое к низу, именно его носили казачки в ХVI–ХVIII веках. Такие мы и шьём себе, – рассказала корреспонденту газеты «Мой район» руководитель ан­самбля Наталья Мухина. – Мы изучили старинные гравюры с костюмами и стали искать ткани, которые нам подходят».

 

«А в костюме и песня звучит по-другому, – подхватывает её супруг Сергей Мухин. – Желательно, чтобы песня соответствовала костюму того времени. Тогда и будет ощущение подлинности». 

Второй вид костюмов у ансамбля – этнографический, то есть из бабушкиных сундуков. Многим одеяниям около 200 лет. Они собраны в Рязанской, Брянской, Тамбовской, Воронежской губерниях.
«Жива» регулярно ездит в этнографические экспедиции. Коллектив был на Соловецких островах, в Рязанской области, в Краснодарском крае. В Белгородскую область участники ездят ежегодно на протяжении 9 лет. 

«Мы записываем песни, которые помнит старшее поколение, а им эти песни передали их бабушки и дедушки. Потом выступаем с этими композициями на концертах. Они исполняются на дореформенном языке. И часто бывает, что зрители не понимают, о чём поётся, но их пробивает на слёзы», – делится наблюдениями Сергей Михайлович.

Участники ансамбля устраивают целые программы-лекции, где рассказывают о разных народных праздниках, например, о Святках, Масленице, празднике Ивана Купалы. А в свадебной программе «Вдоль по морю, морю синему» идёт повествование от момента сватовства, затем девичник, сговор, подготовка к свадьбе, вечёрки, сама свадьба, до момента прощания с домом – плача невесты. Казачья программа у коллектива не одна: про службу и чужбину, про любовь, есть и программа более позднего жанра – романсов.

   
   
 

«В старинных песнях в начале идёт зачин – сравнение с природой, потом этот образ накладывается на судьбу человека, далее рассказывается история этого человека, а в конце люди высказывают своё мнение о произошедшем – положительное или отрицательное. Если в начале слова про калину или рябину, то значит, песня будет о тяжёлой, горькой судьбе, если малина – то, скорее всего, свадебная тематика», – объясняет Наталья Николаевна.

«Основная задача песни – чтобы человек жил в гармонии с окружающим миром, выровнял своё внутреннее состояние и в любой ситуации сумел выжить», – считает Сергей Михайлович. 

 

Смотрите также: