«Совершенно секретно». Жительница Крылатского работала в военной разведке

Людмила Викторовна – обладательница многих наград Минобороны, которые обычно надевает только раз в год, на 9 Мая. Сегодня она возглавляет районный Совет ветеранов № 1. На пенсию вышла с должности заведующей делопроизводством Главного разведуправления Генштаба. С мужем, служившим в войсках ПВО, они прожили 50 лет, пять лет назад его не стало.

   
   

Александр Андрущенко, «Мой район»: Людмила Викторовна, как вы попали в разведку?

Людмиа Харитонина: Помню, когда нужно было встретиться на предмет будущей работы, я спросила, как меня узнают. Может, надо сказать, во что буду одета, или журнал какой-нибудь держать? А мне отвечают: «Не переживай, тебя найдут». Поднимаюсь по ступенькам – ко мне подходят сзади: «Здравствуйте!» Думаю про себя: «Куда я попала? Ну всё…» И всю дальнейшую жизнь проработала в ГРУ.

– Сложно было работать с закрытой информацией?

– На работу входила по спецпропуску: там закрытая зона. Через мои руки проходили многие секретные документы. Если бы что-то пропало – уголовная ответственность. Но у нас никогда ничего не терялось. Была невыездная. Хотела уже потом с сыном съездить отдохнуть – не выпускают. Проверяли три месяца. В итоге выезд разрешили, но сама уже не захотела.

– И как вам работалось среди мужчин?

– Я больше люблю работать в мужском коллективе. Времена, конечно, тяжёлые были, и денег иногда не хватало, но мы всегда помогали друг другу. Если кто-то уезжал в командировку, детей могли оставить коллегам. Утром разведчики забегали ко мне в кабинет: «Не успели позавтракать, Люд, дай чайку попить». Вот так за чашкой чая и слушала разные истории о том, как наши за границей работали. Кстати, со мной работал известный сейчас на весь мир Сергей Скрипаль. Он ко мне заходил, тоже чай-кофе пил. Жил, кстати, в моём доме, на работу ездили вместе. Конечно, я поразилась, узнав, что он оказался предателем, но правильно Путин сказал, что оправдания ему нет. 

   
   

– А сейчас вы чем занимаетесь?

– Я уже 10 лет возглавляю Совет ветеранов. В моей ячейке их 725. В дни рождения звоню вечером, чтобы поздравить, в ответ слышу: «Людмила Викторовна, мы так ждали». Обычно к 9 Мая вместе с управой мы их поздравляем, раздаём пакеты с продуктами. Бывает, обращаются с просьбами: иногда слуховой аппарат нужен или коляска после инфарк­та. Ещё у меня есть тетрадь, где отмечены годовщины свадеб семейных пар. В соцзащите выделяют на 50 лет брака 20 тыс. рублей. За месяц звоню, объясняю, какие документы нужны, чтобы получить деньги. Ещё экскурсии организуем. Ездили в Сергиев Посад, Павловский Посад, Новый Иерусалим. Сначала идём в музей, а потом многие в церковь заходят – кто свечку поставить, кто записочку подать. На концерты выезжаем.

– Многие люди старшего возраста одиноки. При помощи Совета ветеранов можно завести новые знакомства?

– У нас много таких, кто живёт один, для них создан клуб «Планета одиноких сердец». Собираемся на чаепития. Стол всегда накрываем в складчину. Я уже знаю, кто что любит, стараюсь угодить вкусам наших ветеранов. По возможности на такие встречи каждый раз приглашаем новых людей, чтобы расширялся круг знакомств. Один мне как-то говорит: «А вдруг я там себе даму найду?» Ну я ему и отвечаю: «Поедешь к Гузеевой в «Давай поженимся» – там можешь, а здесь у нас просто дружеские посиделки».

– В этом году в Крылатском впервые прошла акция «Бессмертный полк». Совет ветеранов участвовал?

– Конечно. Народу было очень много. Собрались в начале Осеннего бульвара, по­шли на круг, потом на площадь Защитников Неба. Там был митинг, возложение цветов. Многие люди с балконов смотрели, гулявшие по бульвару присоединялись. Играла музыка. На следующий год подготовим фоторамки с держателями и организуем всё ещё лучше.

Смотрите также: