Недетские роли. В ТЮМе сыграли сложную психологическую драму по Тургеневу

«Мы сделали спектакль о праве брать на себя ответственность», – объяcняют создатели спектакля. © / Театр юных москвичей / Архив

Актуально и современно

В Театре юных москвичей поставили спектакль «Муму». «В отличие от профессиональных театров мы не ставим себе задачу собрать кассу или привлечь внимание зрителя громким или ярким названием, – говорит главный режиссёр проекта «Мастерская исполнительских искусств» Андрей Задубровский. – Мы выбираем материал, отталкиваясь от мыслей, чувств и ощущений конкретной группы молодых артистов. Для нас проблемы, обозначенные Иваном Тургеневым, оказались очень актуальными и современными. Идея нашего спектакля показывает, насколько закреплённые на законодательном уровне правила порой могут исказить природную сущность человека, повлиять на ход его мыслей и поступков». Речь, конечно, идёт о крепостном праве, о том непонятном для современных школьников времени, когда жизнью простого человека распоряжался его хозяин. Общество в произведении «Муму» видится неправильным, негуманным, нелогичным. Но суть проблематики в том, что измученные люди не пытаются изменить установленный порядок, они подчиняются всем этим чудовищным правилам, позволяют лишить себя любви, дружбы, условий для достойного существования. Если тема крепостных и рабов уже не имеет той актуальности в наше время, что раньше, то тема начальствующих и подчинённых остаётся довольно-таки острой.

   
   

Спектакль рождается в работе

Роль Герасима исполнил ученик 11-го класса Дмитрий Пугачёв, а роль Муму – восьмиклассница Анастасия Федоренко.

«В моём случае самой большой сложностью в работе над спектаклем стало то, что вся история, происходящая с моим персонажем, очень тяжела психологически, – говорит актёр ТЮМа Дмитрий Пугачёв. – Мы сделали спектакль-рассуждение о праве брать на себя ответственность за чужую жизнь. Причём постарались показать проблему с обеих сторон – со стороны тирана и его жертвы».

В репертуаре театра более 15 спектаклей («Голубая стрела», «Сказка о потерянном времени», «Таня Ларина», «Шинель», «Муму», «В конце ноября», «Снежная королева», «Белоснежка и тайна гномов», «Письмо», «Конёк-горбунок» и др.). В ТЮМе стараются охватить интересы всех возрастных групп, чтобы приходили и малыши, и ребята постарше. Качественный и разнообразный досуг недалеко от дома является приоритетом программы «Мой район».

В этом театральном сезоне ТЮМ уже выпустил две премь­еры: «Как это важно…» по мотивам аллегорической повести Сент-Экзюпери «Маленький принц» и спектакль «Мальчики» по сценам из романа Достоевского «Братья Карамазовы». А к февралю 2020 года здесь готовят ещё одну премьеру, название которой держат пока в секрете.

«Чаще всего спектакль рождается из учебной работы: по окончании актёрского курса каждая группа должна показать спектакль, – говорит Андрей Задубровский. – Это полноценная постановка с декорациями и костюмами, и если она принимается художественным советом театра, то её представляют публике. Бывает, что спектакли ставятся за 3–6 месяцев. Это спектакли Мастерской исполнительских искусств, где проф­ориентированные дети занимаются в условиях, приближённых к жизни профессионального театра».

Раскрыть потенциал ребёнка

«Бюджетные группы ТЮМа открыты для ребят от 6 до 18 лет, – говорит руководитель центра «Театр юных москвичей» Ассель Сабитова. – Все желающие попасть к нам проходят сначала встречу с педагогом, на которой через игру мы определяем максимально комфортную для ребёнка группу. Воспитание актёра-профессионала не является главной задачей наших педагогов. Самое важное для них – раскрыть творческий, созидательный потенциал ребёнка, привить умение проявлять себя в коллективной работе, развить чувство ответственности перед людьми и общим делом, придать уверенность в своих силах, способствовать формированию нравственных, гражданских и патриотических качеств. Но выпускники ТЮМа, желающие продолжить актёрскую карьеру, все годы успешно поступают в ведущие театральные вузы страны».

   
   

Смотрите также: