Папа из «Дома обуви»
В фильме «Я купил папу» мир показан глазами пятилетнего мечтательного и смелого мальчугана. Снял картину классик детского кино, народный артист СССР, лауреат всесоюзного и международных фестивалей Илья Фрэз («Вам и не снилось…», «Чудак из пятого «Б», «Приключение жёлтого чемоданчика»). Дима Одинцов (Алёша Загорский) очень любит свою молодую красивую маму-машинистку (Ольга Лысенко). Но парень мечтает о папе – чтобы тот, высокий, сильный и красивый, забрал его из детского садика, вызывая зависть у всех ребят. В фильме есть трогательный диалог. «Ты меня где купила? В магазине?» «В магазине», – после паузы тихо отвечает молодая женщина… «А почему именно меня? Такой хороший был? Меня купила, а на папу денег не хватило, да?» И героиня Ольги Лысенко объясняет: мол, по дороге в магазин она купила себе мороженое, поэтому на папу уже не хватило. И тогда Димке снится сон про магазин, где «недорого» предлагали на выбор самых разных пап.
Получив от родительницы деньги на мороженое, мальчуган зажимает их в руке и отправляется не в детсад на Ленинском проспекте, а на поиски и покупку папы. Не спеша он идёт по Ленинскому проспекту. Всё вызывает интерес у героя: машины, мчащиеся бесконечными потоками, съёмки военного фильма, люди. Но особенно тщательно он вглядывается в лица прохожих мужчин. Ведь ему надо привести домой самого лучшего на свете папу.
«Ленинский проспект неслучайно выбран кинематографистами, – рассказывает корреспонденту «Моего района» москвовед Татьяна Воронцова. – Трасса так и строилась – как показательная улица, витрина города. Прекрасная архитектура, много зелени, хорошие дома, на первых этажах которых большие торговые площади. На Ленинском были всем известные «Дом обуви» (1), «Дом ткани» (2), универмаг «Москва» (3), «Радиотовары» (4). Видим масштабы показательной магистрали, когда мальчуган хочет перейти широченный Ленинский проспект. Мчится множество машин. Светофор с надписями «Идите», «Стойте», забавная разметка ромбиками. Любопытно, что и светофор, и наземный пешеходный переход остались на том же самом месте и сегодня. Правда, машины нынче по Ленинскому летят другие, светофор ультрасовременный, да и дорожная разметка иная. Автомобили в фильме – что не кадр, то легенда отечественного автопрома».
На роль папы Димка примеряет разных мужчин, даже манекен в «Доме обуви» (Ленинский просп., д. 34). В этом магазине – узнаваемые витрины «ёлочкой». Внутри – забавные для нас, сегодняшних, кассовые аппараты с огромными клавишами и ручкой сбоку, как у мясорубки. Продавец сидит за стеклом с надписью «Касса», а покупатели засовывают голову в окошко. В «Доме обуви» Димка и находит своего «папу», причём очень приличного! (Владимир Трещалов, к/ф «Неуловимые мстители», «Штрафной удар», «Добровольцы»). Они отлично общаются, играют. Но у «папы» назначено свидание, туда они едут на автобусе.
Блогер Виктор Сандул про съёмки на Ленинском написал отзыв: «Всё очень знакомо. Я тогда был чуть старше героя фильма. Смотришь – и всё восхищает. 20 копеек – мороженое «Пломбир», водичка газированная за 3 копейки с сиропом. Двухэтажные автобусы! Рубль в ладошке Димки – целое состояние тогда!»
Транспорт мечты
«Киношники всегда стараются в своих фильмах снять что-то знаковое, – говорит Татьяна Воронцова. – В картине «Я купил папу» это им удалось на сто процентов. В кадре двухэтажный автобус на Ленинском. Сначала Димка смотрит на него из-за забора детского сада. Можно представить, как детворе хотелось прокатиться на втором этаже! Потом его мечта сбывается. Хорошо показаны и салон, и первый, и второй этаж. Кадры это уникальные, всё-таки двухэтажные автобусы – совсем короткий период в истории городского транспорта. В фильме запечатлён Büssing D2U, но не совсем обычной модификации. У него три двери. Через переднюю можно попасть только наверх – по ней Димка и поднимается. Через среднюю дверь входили в салон первого этажа. Задние двери – огромной ширины. Через них можно было попасть и на первый, и на второй этаж».
Версий появления этих автобусов в столице несколько. Одна из них такая: в 1958 году во время визита в ГДР Никита Хрущёв подарил тогдашнему председателю Совета министров ГДР Отто Гротеволю лимузин ЗИЛ. А тот в ответ презентовал двухэтажные автобусы».
«Причина более прозаическая, – считает москвовед Татьяна Воронцова. – В конце 1950-х – начале 1960-х проводилась оптимизация движения транспорта в Москве. Шли эксперименты по увеличению вместимости городского пассажирского транспорта. Под эту программу в Москве и появились три необычных немецких автобуса: Büssing D2U, Do 56 и Do S6. К сожалению, очень быстро эксплуатация показала их недостатки: тихоходность, недостаточную маневренность. При повороте на скользкой дороге их кренило набок. Пассажиры не любили подниматься на второй этаж. Только дети с удовольствием ездили на «верхотуре». Плюс любая поломка немецких машин превращалась в катастрофу – не было нужных запчастей. Всё это привело к тому, что двухэтажные автобусы всё реже выходили на линию. В 1964 году все они были списаны и порезаны на металлолом».
В итоге Димка приводит «папу» домой и знакомит с мамой. Конец у фильма открытый. Придёт ли герой Трещалова снова? Ясно одно – мальчишка будет его ждать.
Фильм «Я купил папу» был продан в прокат во многие страны. В США он шёл под названием Dimka и имел большой успех. Ленту Ich kaufe einen Papa особенно любили в Германии. А вот у нас её поначалу раскритиковали за излишнюю сентиментальность. И только спустя время благодаря любви зрителей лирическую комедию критики реабилитировали. Ведь идея значительно шире фактической темы, как это задумано у Фрэза. На самом деле в поисках папы мальчик открывает для себя большой мир и по пути ему встречаются добрые и отзывчивые люди.
Смотрите также:
- «Курорт цвета хаки»: во Внукове начались съёмки фильма с Даниилом Страховым →
- По Кунцеву на «Москвиче» и… танке. Кинопрогулка в прошлое района →
- Уходящие под землю. Куда деваются отходы из наших домов? →