Без дополнительных платежей
По статистике столичного стройкомплекса, Москва – один из немногих мегаполисов, где коммерческой недвижимости появляется больше, чем квартир. Например, из 5,5 млн кв. метров, возведённых в столице с начала этого года, только 2,2 млн «квадратов» представляют собой жилой фонд. Сохранение такого баланса способствует полицентричности города и решает многие нынешние проблемы москвичей. В первую очередь – вынужденную долгую езду на работу и обратно домой.
Новая льгота снизит себестоимость строительства на 8–10%. «Скидка» на первый взгляд небольшая, но она радикально улучшит экономику многих проектов, которые в прежних условиях были просто-напросто нерентабельными. В результате инвесторы получат реальные стимулы создавать на месте бывших промзон сбалансированные районы, обеспеченные офисами, магазинами и другими местами приложения труда. Бюджет от предоставления этой льготы ничего не потеряет. Средства вернутся сторицей за счёт роста инвестиций в строительство и налогов на бизнес, который будет работать в новых офисах и магазинах. А главный выигрыш от этой льготы получат москвичи, которые смогут устроиться на работу поближе к дому».
Микрогорода вместо спальных районов
Привилегия для девелоперов принесёт пользу всем горожанам.
Стоит назвать и экологический бонус от новой московской льготы. Найдя работу рядом с домом, горожане будут намного реже пользоваться личными машинами. Значит, и выхлопных газов в воздухе станет меньше.
Мнения экспертов
– Создавать места приложения труда не только в центре столицы, но и вне его – это тренд последних лет, которому следует город в планировании новых проектов (особенно комплексно осваивая территории). Правда, недостаточно просто построить офисное здание, нужны компании, которым будет интересно там размещаться. Одними из ключевых факторов являются удобная транспортная доступность новых офисов и наличие качественной деловой инфраструктуры в окружении. Компания с хорошей локацией всегда будет более привлекательна для сотрудников и клиентов, чем та, до которой трудно добраться. Это, кстати, одна из причин, почему бизнес предпочитает центральный деловой район. Чем быстрее будет развиваться транспортная инфраструктура за пределами ТТК, тем быстрее в нецентральных районах будут появляться новые рабочие места.
– Это очень положительное явление, которое в первую очередь означает льготы для малого и среднего бизнеса, а именно этих категорий в Москве, на мой взгляд, не хватает. Поправки в законодательство будут способствовать появлению небольших магазинов рядом с домом, реорганизации мансард, преобразованию подвалов и первых этажей. Там станет возможным открыть небольшие сервисы, кафе, частные детские сады – появляется очень много возможностей. Это будет именно локальный бизнес. А когда человек относится к тому месту, где он живёт и работает, как к своему, где он полностью отвечает и за работу, и за жизнь, и за окружение, и за то, как к нему относятся соседи, – вот это и есть настоящая городская жизнь. Кроме того, поправки открывают новые возможности для реконструкции – станет проще обновлять фасады, заменять балконы.
– По нашим оценкам, на 5 тысяч жителей востребованы от трёх до шести продовольственных магазинов, пять-шесть салонов красоты и парикмахерских, две-три медицинские организации, две-три организации дополнительного образования, один-два магазина детских товаров, банковское отделение и аптека.
Причём коммерческая функция необязательно должна быть реализована в формате крупных торговых моллов или офисных центров. Одно из эффективных проектных решений, которое способно изменить город, – торговая галерея, объединяющая функции прогулки и покупок. Такое решение, которое мы сегодня активно внедряем в Москве, не выносит коммерческую функцию за пределы жилого пространства, а делает её частью прогулочной зоны жилого двора, вдоль которой располагаются предприятия торговли и услуг. Двор, спроектированный прежде всего для отдыха, получает новую функцию – торговую: жителям не надо покидать свой ЖК, чтобы заняться шопингом или пойти в ресторан. Успешность бизнесу «первого этажа» гарантирует и стабильный спрос: жители комплекса составляют до 70% постоянных клиентов.
Смотрите также:
- Собянин: Москва направила энергию и ресурсы застройщиков за пределы ТТК →
- В планах - мегапроекты. Что будет сделано в столице в ближайшие годы? →
- Столица-монстрготова поглотить область →