Полтора года назад московские больницы приняли первых пациентов с ковидом.
Сейчас жителям уже сложно поверить, что нынешняя, ставшая привычной работа столичного здравоохранения начиналась с очень маленького объёма информации о том, какой должна быть эта борьба. Впрочем, в те первые дни и недели Москва быстро и слаженно отреагировала на новую угрозу.
Даже роды принимали в «скафандрах»
«Одновременно шла техническая модернизация, мы тянули кислородные сети, переоборудовали палаты, разрабатывали протоколы лечения и внедряли их, обеспечивали защищённость персонала, строили межкорпусные переходы, – перечисляет М. Лысенко лишь часть событий тех дней. – Хирурги, урологи, гинекологи и другие врачи брались за несвойственную им работу инфекционистов. Выбор давался каждому – идти в «красную зону» или нет. Ни один из нашего коллектива не сказал, что боится и уйдёт на больничный. Волнуясь, чтобы не заразить членов семьи, ежедневно возвращались из больницы не домой к родным, а в отели, где жили подолгу. Отказывали себе в медовом месяце, в общении с новорождённым ребёнком – и выходили на смену. Штат быстро вырос в полтора раза. Московская команда показала стопроцентную готовность принять самый трудный вызов».
Кому из пациентов жить? Такого выбора не было
Хаоса власти не допустили: в больницы поставляли лекарства и оборудование. При городских поликлиниках открывали круглосуточные КТ-центры, так как с начала эпидемии было понятно, что основным диагностическим мероприятием будет компьютерная томография. Инфекционная природа заболевания требовала обеспечивать полную стерильность во время исследований, разводить потоки поступающих пациентов, транспортировать их в больницу, защищать при этом водителей и медицинские бригады скорой. За весну прошлого года небывалых масштабов достиг коечный фонд для пациентов с COVID-19 – 24 тыс. коек. К городским больницам подключились федеральные и частные клиники. В лабораториях Москвы обрабатывали и регистрировали немыслимое количество ПЦР-тестов, после чего передавали результаты в Роспотребнадзор (к слову, идеально выстроенная схема работает до сих пор). Неоценимую помощь оказывали волонтёры.
Безусловно, пандемия – это вызов, который город принял и на который адекватно отреагировал.