Театр, который может все. Как работают ТЮЗы Москвы?

Konstantin Kokoshkin / www.globallookpress.com

В Москве действует около 30 театров кукол — частных и государственных, крупных и совсем небольших, буквально на два актера. Они выпускают разноплановые спектакли, ездят с гастролями по стране и за рубежом, получают престижные премии... Но многие из них остаются неизвестными для широкого зрителя.

   
   

«В театре кукол работают удивительные люди: они сохранили в себе детскую открытость, радость. В театре кукол заряжаешься энергией, верой в светлое, верой в сказку и ощущением, что все будет хорошо», — считает член Комитета Государственной Думы по культуре Наталия Пилюс.

13 ноября открылся II фестиваль московских театров кукол «Ярмарка». В рамках него до 20 ноября на семи столичных площадках показывают 19 спектаклей.

Повод познакомиться ближе

«Наша задача сделать так, чтобы этот „град Китеж“ стал виден всем», — говорит Борис Голдовский, художественный руководитель Московского театра кукол, автор идеи и арт-директор фестиваля «Ярмарка». И подчеркивает, что на фестивале нет места иерархии: все 13 театров — полноправные хозяева «Ярмарки». А само название события говорит о том, что каждый зритель найдет себе «товар» по нраву.

«На фестивале собрались театры Москвы и Подмосковья. Нас нельзя делить: мы знаем друг друга, мы дружим друг с другом. И если с актерами и руководителями государственных театров мы очень хорошо знакомы, то коллег из замечательных независимых театров мы знаем не всех. Думаю, фестиваль — это прекрасный повод познакомиться ближе», — уверен Борис Павлович.

Что показывают?

Программа фестиваля многогранна. Тут и «Колобок», и «Курочка Ряба» — инсценированные русские народные сказки. Жанр постановки «Кэролл без Алисы» Московского театра кукол его авторы определили как головоломку. В музыкальном спектакле на евангельский сюжет «Как найти Вифлеем» путь волхвам указывает ярко-желтая светящаяся буква М — знак небезызвестного ресторана фаст-фуда. Свою любовь к музыкальному театру актеры и режиссеры «Студии Т» выразили в постановке «ПризНак оперы».

«В каждом спектакле нашей „Ярмарки“ есть то, чего вы еще не видели, или то, чего еще не было. Каждый спектакль — это новое художественное исследование», — отмечает арт-директор фестиваля.    
   

Спектакль «Наблюдатели» (режиссер Михаил Плутахин) Театра предмета можно посмотреть в Музее ГУЛАГа. В постановке фигурируют подлинные предметы из гулаговского лагеря в Магадане, где добывали олово. «В процессе спектакля становится трудно понять — то ли ты наблюдаешь за предметами лагерного быта, то ли они наблюдают за тобой, — поделился своими впечатлениями Борис Павлович. — Очень сильный, мощный, чрезвычайно интересный спектакль».

На «Ярмарке» нашлось место постановкам для разной аудитории. В том числе и тех людей, кому сложно воспринимать привычные методы общения актеров со зрителем. Например, в финальный день фестиваля покажут спектакль «Бетховен». Он адресован широкой зрительской аудитории, в том числе глухим и слабослышащим людям.

На сцене Московского театра кукол идут два спектакля для незрячих и плохо видящих людей — «Ежик в тумане» и «Слон». Второй фигурирует в программе «Ярмарки». «Он доступен и людям с ограниченными возможностями по слуху, потому что создан в манере немого кино, — разъясняет Голдовский. — Этот спектакль — наше восхищение Санкт-Петербургом Серебряного века».

Юбилей старейшего театра

В этом году исполняется 90 лет со дня основания Московского театра кукол. Празднование юбилея стало одним из важнейших событий фестиваля.

«В нашем фестивале чертова дюжина театров. И наш День рождения пришелся на очень счастливый день — пятницу тринадцатое», — улыбается Борис Голдовский.

Московский театр кукол, старейший в столице, был создан в 1930 году. Сначала он назывался «Театр детской книги», потому что был создан при Госиздате и его основной задачей было приучить детей к чтению.

«Много всего случилось за эти 90 лет. Создано более 150 спектаклей. Здесь работали известные режиссеры с громкими биографиями, — вспоминает Борис Павлович. — Основал наш театр замечательный драматург Виктор Швембергер. Его пьеса „Машенька и медведь“ раньше была известной в нашей стране, а затем, уже в виде мультфильма, обрела мировую славу».

«Мы с Московским театром кукол родственники. Им 90 лет, нам — 87. У нас один „отец“ — Швембергер. И та самая легендарная „Машенька и медведь“ вот уже 20 лет с неизменным успехом идет на нашей сцене, — рассказывает директор Московского областного государственного театра кукол Олег Лабозин. — Мы приверженцы той идеи, что театр кукол не только для детей. Это театр с огромными возможностями. Это театр, который может всё».

Тени кукол

Московский детский театр теней представляет на фестивале спектакль «Легенда о верном Драконе».

«Жанр театра теней набрал большую популярность в период самоизоляции. Мы в нашем аккаунте в Инстаграме выкладывали короткие видео о том, как самому устроить такой театр, — рассказывает директор театра Маргарита Модестова. — Вот сидишь ты дома, не можешь выйти. Но в любом случае у тебя есть кусок ткани, бумага, картон и немножко фантазии. И ты можешь при помощи фонарика и подручных средств разыграть интересную историю».

Артисты Московского театра теней работают с китайской и русской куклами. К разным частям китайской куклы крепятся трости. Во время спектакля она прижимается к белому экрану, и зритель видит её цветной силуэт. Одному человеку с такой куклой не совладать, нужно минимум трое — чтобы управлять руками и ногами, головой, туловищем. Иной раз нужен отдельный человек для управления хвостом — например, если кукла в виде льва или лисы. «Одной нашей актрисе, когда она только пришла в театр, доверили руководить хвостом, — рассказывает Марина Андреевна. — А сейчас она ведущая актриса и режиссёр. Карьера!»

Русская кукла не такая древняя, как китайская, зато возможностей у нее больше.

«Русская теневая кукла была изобретена в нашем театре. Она более подвижная по сравнению с китайской, — отмечает директор театра теней. — Русской куклой управляет при помощи коромысел один артист. Этот процесс можно сравнить с игрой на музыкальном инструменте».

Театр во время пандемии

«На фестивале „Маршак“ в Воронеже, который полностью перевели в онлайн-пространство, мы показывали спектакль „Эльфы“ и делали мастер-класс — изготавливали драконов с детьми, — рассказывает основатель и художественный руководитель Московского театра „Студия Т“ Алексей Шашилов. — И до сих пор мы получаем обратную связь: к нам „прилетают“ драконы из Красноярска, Воронежа, Вологды. Мы с удовольствием показываем их в наших соцсетях».

В условиях ограничений из-за пандемии коронавируса новые способы взаимодействия с публикой ищут, пожалуй, все культурные институции. Особенно остро этот вопрос стоит перед независимыми театрами, на которые не предусмотрены средства из бюджета. Однако артисты, режиссеры и вообще все причастные к театру, кажется, не потеряли оптимизма.

«Мы, кукольники, счастливые люди. Куклы защищают от напасти нас и наших зрителей. Добро пожаловать на нашу „Ярмарку“! Всё будет хорошо», — уверяет зрителей Борис Голдовский.