Столица выбирает. Хроника самой конкурентной кампании в истории Москвы

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

8 сентября пройдут выборы в Мосгордуму. Конкуренция на выборах в этом году как никогда высока: за 45 мест в городском парламенте бьются 233 кандидата. В среднем на одно место в Мосгордуме претендует по пять человек. За мандаты борются 9 партий и 62 самовыдвиженца (это рекордное количество для выборов такого уровня в последние годы). 

   
   

В Москве устали от протестов

По словам члена МГИК Дмитрия Реута, по сравнению с предыдущими выборами в Мосгордуму в 2014 году количество выдвинутых и зарегистрированных кандидатов осталось примерно одинаковым. А вот отказов в регистрации в 2014 году было больше в два раза: тогда — 107, а сейчас — всего 57. «Это говорит о лояльном и максимально дружелюбном настрое ко всем кандидатам», — сказал Реут.

«Основная причина отказов — подпись избирателя и дата внесения подписи избирателем выполнены другим лицом или одним и тем же лицом за несколько человек, один и тот же избиратель более одного раза поставил свою подпись за одного кандидата», — рассказал председатель МГИК Горбунов. В лидерах по отбракованным подписям — Илья Яшин (185), Любовь Соболь (268), Гудков-старший (1051), Александр Соловьев (1791) и Андрей Бабушкин (2845). 

Все эти несостоявшиеся кандидаты решили отвоевать право на участие в выборах через незаконные митинги, пытались всячески провоцировать городские власти. Так, 11 июля, еще до того, как началась процедура проверки подписей, они обратились к избиркому с требованием зарегистрировать всех кандидатов без разбора. На следующий день член Общественной палаты Илья Ремесло опубликовал результаты своего расследования: он обнаружил у ряда независимых кандидатов подписи умерших людей (эту информацию позднее подтвердил и ЦИК, а всего было найдено 106 подписей умерших людей). 

14 июля прошел первый несанкционированный митинг. «Независимые» собрались у ЦИКа и попытались развернуть там палаточный лагерь. После этого митинги шли в Москве практически каждую неделю, словно по расписанию. По словам заместителя главы ЦИК Николая Булаева, часть незарегистрированных кандидатов выдвигались не ради того, чтобы стать депутатами, а для «усложнения социально-политической обстановки». «Некоторые кандидаты неответственно подходили к заполнению документов, хотя знали, что по закону за это их могут не зарегистрировать. Думаю, они делали это намеренно, осознавая последствия», — считает Булаев. Например, пятеро кандидатов не представили в полном объеме сведения о финансовых активах и недвижимости за рубежом. «Это ошибка или сознательное нежелание указывать такую информацию, но в любом случае это причина для однозначного отказа, даже если собрано достаточно корректных подписей», — отметил член ЦИК.

Участники акции протеста. 20 июля 2019 г. Фото: РИА Новости/ Евгений Одиноков

Последние две недели прошли в столице спокойно, хотя не исключено, что инициаторы протеста попробуют организовать еще несколько митингов, в том числе и в день выборов. Однако пик их популярности уже сошел на нет, считают эксперты. 

— Интерес горожан к проблеме недопуска так называемых «независимых кандидатов», если верить опросам «Левада-Центра», невысок, — говорит глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин. — Надо понимать, что в Москве есть определенное количество недовольных властью граждан, которым, в сущности, всё равно, по какому поводу собирается митинг: выборы в Мосгордуму или требование вернуть Крым Украине. Они всё равно придут, чтобы показать своё отношение к власти. Однако в масштабах столицы их число невелико. Согласно подсчетам организаторов митингов, на самую многочисленную акцию пришло 50 тысяч человек. На тот самый митинг, где прошел обещанный концерт популярных исполнителей вроде рэпера Фейса. 50 тысяч в 12-миллионном городе — это ничтожное число. Сравните с Гонконгом, где при населении 7,5 млн на акции протеста ходят 2 млн человек.

   
   
Выступление рэпера Фейса. Фото: РИА Новости/ Рамиль Ситдиков

Горячая кампания

Тем временем в городе продолжается избирательная кампания, которая отмечена нешуточной борьбой кандидатов друг с другом. 

К примеру, в 44-м избирательном округе (районы Замоскворечье, Таганский, Тверской и Якиманка) действующий депутат Мосгордумы Елена Шувалова пытается снять с выборов своих оппонентов: бывшего кандидата на пост мэра столицы, муниципального депутата Илью Свиридова и председателя оргкомитета Национально-Демократической партии (НДП) Надежду Шалимову. Шалимову Шувалова потребовала снять с дистанции как соратницу и жену Константина Крылова, который в 2013 году был включён в Перечень террористов и экстремистов, публикуемый Росфинмониторингом. Шалимова в ответ назвала обращение своей оппонентки в суд «политическим доносом». «Кроме неправильного замужества товарищ Шувалова меня обвиняет в том, что у меня неправильные подписи. Сама она при этом подписи не собирала как представитель системной партии», — уверяет Шалимова в своем ЖЖ. 

Свиридова коммунистка обвинила в том, что он собирал подписи, пользуясь своим служебным положением муниципального депутата. Кроме того, по ее мнению, у экс-кандидата в мэры больше 10% брака в подписных листах. 

Свиридов в ответ заявил, что кляузы в суды — это единственная возможность для Шуваловой сохранить за собой должность. «Я не собирал подписи на рабочем месте, в ходе командировок или привлекая лиц, находящихся в подчинении. Все подписи собраны мной в Открытом штабе, в нерабочее время или в ходе дворовых встреч с жителями», — подчеркнул он. По его словам, Шувалова с самого начала избирательной кампании занимается слежкой за другими кандидатами и попытками любыми способами снять их с выборов. 

Илья Свиридов. Фото: РИА Новости/ Сергей Мамонтов

Суд оба раза отказался удовлетворить претензии Шуваловой. Однако это ее не остановило: за две недели до выборов она вновь подала в суд на Свиридова. «Она хочет украсть у меня самое важное в эти дни: время. Ведь количество пожатых рук и проведенных встреч в последнюю неделю перед выборами напрямую трансформируется в голоса. Уверен, что никаких реальных оснований, чтобы снять меня с выборов, не существует», — заявил Свиридов.

Сразу несколько кандидатов по ходу кампании заявили о нападениях на свои агитационные кубы. Кандидат от ЛДПР в 43-м округе Дмитрий Кошлаков-Крестовский рассказал, что один раз с его агитационной стойки пытались унести громоздкие агитационные плакаты, в другой раз некий мужчина и вовсе с кулаками набросился на женщину, работавшую в избирательном штабе. 

В 30-м округе напали и избили волонтера из избирательного штаба самовыдвиженца Романа Юнемана. «Подошел крупный мужик спортивного вида и сразу набросился с матерщиной и кулаками. Трезвый, физически подтянутый, опрятный, на сумасшедшего не похож. После нападения быстро ретировался, сфотографировать не успели», — рассказал кандидат в Facebook. Стоял ли за нападениями нечистый на руку конкурент или это был неуравновешенный одиночка, осталось неизвестным.

А журналистка Надежда Метлина пожаловалась на то, что на ее встречи с избирателями приходят провокаторы. «Я про них много слышала, но впервые столкнулась в ходе кампании. Что они хотят, неясно. Ходят за тобой на дворовые встречи, как побитая собака, то ли от безделья и несостоятельности, то ли от зависти, но скорее от глупости. Сначала меня это дико выводило из себя, ведь вместо того, чтобы слушать жителей, отвечать на их вопросы, ты , как на моссадовском допросе, отвечаешь одно и то же бездельникам, которые тебя не хотят слышать и которым твои ответы не нужны», — рассказала она. На схожие проблемы жаловались и многие другие. 

Кандидаты идут в народ

Пока одни кандидаты интригуют друг против друга, другие пытаются решать проблемы избирателей. Среди самых популярных проблем у москвичей — вопросы доступности медицины, точечной застройки, экологии. 

Кандидат в Мосгордуму Надежда Перфилова работает директором школы. Она обратила внимание на проблему безопасности детей в большом городе. С ее подачи в Дегунине была запущена программа «За безопасность детства», благодаря которой вокруг детских площадок появились небольшие заборчики, чтобы дети не могли выбежать на проезжую часть, а перед каждым переходом установили лежачих полицейских.

В 11-м округе самовыдвиженец Евгений Нифантьев ведет переговоры с Бескудниковским комбинатом, чтобы тот в обмен на разрешение на строительство технопарка передал половину своей территории под реновацию. Сейчас в Алтуфьевском районе далеко не все новые площадки под реновацию устраивают жителей. Например, одни из новых домов должен появиться вместо яблоневого сада во дворе, другой — вместо детского сада. 

Интересуют жителей районов и вопросы бытовой жизни. Например, кандидат в Мосгордуму Надежда Метлина рассказала «АиФ», что на нескольких встречах с избирателями она обсуждала вопросы установки площадок для выгула собак. «Отсутствие мест для выгула — это отходы жизнедеятельности собак по всему городу. Но многие жители против площадок: не хотят, чтобы раздавался собачий лай, например. Мне кажется, мы должны быть более милосердными и участливыми друг к другу. Но пока каждая такая стройка проходит с большим боем», — рассказала она.