Система безопасности. Как Москва борется с ВИЧ-инфекцией?

Москва сегодня сохраняет эталонные для развитых мировых мегаполисов результаты в сдерживании эпидемии ВИЧ-инфекции.

   
   

Как этого удалось добиться? Эти вопросы во Всемирный день борьбы с ВИЧ обсудили врачи и представители общественных организаций.

Не помеха материнству

Первое, в чём единодушны специалисты: контролировать ситуацию гораздо легче, если люди образованны в вопросах ВИЧ-инфекции и поступают в соответствии с правилами без­опасности. Это сложная и долгая совместная работа медиков разного профиля с образовательными и профильными общественными организациями, родителями и медиа. Однако она крайне важна и даёт свой результат. Сегодня столичная молодёжь практически не инфицируется ВИЧ. По результатам недавних независимых социологических опросов в Москве, 90% респондентов в возрасте 18–25 лет отметили, что, понимая особенности ВИЧ-инфекции, готовы к полноценному общению с ­ВИЧ-инфицированными людьми. А 98% опрошенных женщин готовы обсуждать эту тему со своими детьми.

К слову о женщинах. Невзирая на высокую степень изученности вируса и возможности медицины, которые в Москве организованы и доступны в особой мере, врачи призывают сохранять настороженность в отношении возможного инфицирования. Делая акцент именно на женщинах – прежде всего ради возможности сберечь репродуктивное здоровье и не лишать себя в будущем радости материнства.

«Практически в трети случаев женщины узнают о своём положительном статусе во время обязательной диагностики во время беременности. Согласитесь, психологически – не самое комфортное время для такого известия, – поясняет Юлия Влацкая, заведующая амбулаторно-поликлиническим отделением МГЦ СПИД. – Поэтому, если не удаётся избежать риска или у вас возникают сомнения, лучше сдайте своевременно тест на ВИЧ. Он абсолютно доступен в нашем городе, и этой возможностью пользуется огромная часть жителей. Москва показывает впечатляющие результаты по уровню охвата населения тестированием – порядка 45%, что в разы превышает мировые показатели мегаполисов. Если инфекция обнаружена, по­спешите за профессиональной помощью. В Москве профилактика перинатальной передачи ВИЧ-инфекции проводится с 2002 г. 20 лет назад вероятность передачи ВИЧ от матери ребёнку составляла более 30%. Сейчас мы пришли к цифре 0,8%. Риск сохраняется только для тех, кто поздно начал профилактику. У женщин, которые обратились своевременно, ни одного ­ВИЧ-инфицированного ребёнка не родилось. Более того, среди наших пациенток много многодетных матерей. Рождаются прекрасные здоровые дети на радость своим родителям».

Кто сегодня чаще заражается ВИЧ? Оказывается, поколение постарше – люди от 35 лет. Это результат слишком беспечного отношения к ВИЧ-инфекции – другая крайность по сравнению с дремучим страхом конца прошлого века. 

Московская молодёжь сегодня практически не инфицируется ВИЧ. Фото: предоставлено МГЦ СПИД

Мифов стало меньше

Надо отметить, что в по­следние годы благодаря научным успехам, а также ресурсам столичного здравоохранения, уровню квалификации врачей-инфекционистов и гораздо более высокой информированности москвичей многие уже действительно справедливо не оценивают ВИЧ-инфекцию  как «чуму XXI века, от которой мы все умрём» (таковы были заголовки многих газет ещё лет 20 назад). Тем не менее просветительская работа усиленно продолжается с поправками на реальность.

   
   

В частности, набирает популярность профилактическая работа в трудовых коллективах. Эта активность позволяет расширять качественное образовательное поле в отношении ВИЧ и, соответственно, зоны безопасности.

Как принять диагноз

В любом случае, напоминаю­т эксперты, врачи – только в помощь, а главное – человеку важно «самому с собой договориться». Рисковать или не рисковать. А в случае положительного результата теста – как принять диагноз и научиться с ним жить. В этом вопросе тоже создана полноценная система медико-социальной поддерж­ки – в Московском центре СПИД, в том числе в рамках партнёрских программ с пациент­скими организациями.

«Мы понимаем, что человек может закрыться на несколько недель или месяцев, никуда не идти – в силу естественных сомнений или страхов, – продолжает председатель фонда «Шаги» Игорь Пчелин. – А ему надо лечение начинать. И вот эта связка – врач – НКО – бесценна, чтобы обеспечить пациенту в дальнейшем комфортное ­существование с ВИЧ-инфекцией. Врачи, как правило, звонят в нашу организацию. Объясняют ситуацию, и мы уже сопровождаем человека».

«Важно преодолеть самоизоляцию семьи, – считает руководитель общественной организации «Дети+» Ольга Кирь­янова. – Иначе это может приводить к тому, что пациенты просто не доедут до медицинского центра. Мы ведём активную работу с семьями для исключения таких случаев». 

На помощь придут лучшие специалисты

«В настоящее время обеспечение лекарствами полноценное, – подчёркивает врач СПИД-центра Юлия Влацкая. – Есть препараты, которые выпускаются на территории нашей страны, есть те, которые нам доставляются. Независимо от ситуации в мире. Есть отечественные тест-системы для диагностики». 

Более того, если пациенту с ВИЧ требуется помощь врачей других специальностей, например хирургов, то с этим тоже не возникает никаких проблем. Разработана маршрутизация пациентов, которым требуется помощь профильных специалистов. Пациентам с ВИЧ выполняют даже пересадку органов. 

«В этом году двум ВИЧ-инфицированным детям провели пересадку почки, – рассказала Юлия Влацкая. – Выработаны подходы ведения пациентов. По законодательству РФ, ВИЧ-инфекция не может быть показанием для того, чтобы человеку не провели какую-нибудь манипуляцию, в том числе хирургическую, а согласно принципам московской службы борьбы со СПИДом – сложнейшие случаи эффективно решаются высокотехнологическими методами». 

«Государство идёт на беспрецедентные меры по закупке препаратов, оплате исследований на ВИЧ, чтобы методом профилактики передачи вируса и эффективной современной персонализированной терапии остановить его дальнейшее распространение», – говорит Игорь Пчелин. 

А если все мы – общество и государство – будем и дальше объединять свои усилия, чтобы лучше понимать эту проблему и сообща её решать, то результат – максимальная безопасность людей – обязательно будет достигнут.