Сделать физкультуру популярной. Как согласовать спорт и уроки в школе?

SpeedKingz / Shutterstock.com

В Москве проводятся «мозговые штурмы», цель которых — сделать физкультуру популярной среди москвичей всех возрастов, и в первую очередь среди школьников.

   
   

Самые популярные — волейбол и футбол

Департамент спорта Москвы инициировал серию неформальных встреч, чтобы собрать различные точки зрения о развитии городской спортивной среды. Полезные привычки закладываются в детстве, поэтому неудивительно, что начать решили с подрастающего поколения. Сначала в школах провели опрос, чтобы оценить текущую ситуацию с секциями и клубами.

«Дети — самая вовлечённая и благодарная аудитория, — считает эксперт аналитического центра НАФИ Ирина Иванкова, — поэтому важно поддерживать этот интерес, делать так, чтобы школьники продолжали заниматься спортом и в старших классах». Согласно исследованию НАФИ, самыми востребованными направлениями считаются волейбол (28%), футбол (28%), единоборства (24%), баскетбол (24%) и плавание (19%), а школьные спортивные мероприятия нравятся 76% детей. Тех, кто ответил, что не ходит ни на какие тренировки, попросили уточнить причину. Вот их ответы: «Нет времени» (45%), «Нет интересных секций» (34%), «За компанию, мои друзья не ходят в секции».

«Исследования дали нам обширный материал с конкретными цифрами. Чтобы эффективно применять их на практике, мы запускаем проект „Спортивная среда“, создаём единое рабочее пространство для всех неравнодушных к спорту», — объяснил глава столичного Департамента спорта Алексей Кондаранцев.

Где найти время?

«Проблема нехватки времени — одна из главных, когда стоит выбор между профессиональным ростом и занятиями „для себя“, — считает двукратная чемпионка мира среди юниоров в женском одиночном фигурном катании Елена Радионова. — Например, у меня тренировки на катке шли в одно время с уроками, поэтому приходилось вечером заниматься с репетиторами. Если в школах организуют спортивные классы и расписание уроков будет согласовано с занятиями в секциях, это решит проблему. Ещё одно предложение — устраивать регулярные походы целыми классами в спортшколы, чтобы дети могли познакомиться с разными видами спорта и выбрать самый привлекательный. Когда выбор делает ребёнок, а не его родители, это мощная мотивация, чтобы стараться и показывать результат».

По мнению директора по маркетингу «Матч ТВ» Дмитрия Лимаря, программа таких профильных классов может быть дополнена своеобразной профориентацией: «Речь идёт о мастер-классах, которые проводили бы не только взрослые спортсмены, но и телекомментаторы, журналисты, тренеры. И само физкультурное движение внутри школы должно быть разноплановым. Кто-то хочет соревноваться, а кто-то — вести репортаж с матча, писать о нём в соцсетях. Ещё одно направление, которое, на мой взгляд, работает именно на популяризацию массовой физкультуры, — это фестивали. Не соревнования, где главное победить, а именно фестиваль, где все участники играют ради удовольствия». Такие мероприятия уже проводятся, и часто они не делятся на мужские и женские. 

От мотивированности педагогов тоже зависит очень многое. «Мы уделяем большое внимание методике обучения, ведь массовый спорт — это не про высокие достижения, а про радость от занятий, — уверен спортивный директор сети детских футбольных школ „Чемпионика“ Вадим Козлов. — Когда тренеру важно, чтобы каждый ребёнок приходил на тренировку и уходил с неё радостным, это правильный подход». Согласно вышеупомянутому опросу НАФИ, 95% родителей хотят, чтобы их дети ходили в секции, поэтому вопрос популяризации массовых мероприятий для школьников весьма актуален.

   
   

Кстати

Если ребёнку трудно определиться с видом спорта, на помощь придёт бесплатное тестирование. Начните с онлайн-диагностики на mos.ru или сразу запишитесь в один из центров столичного Департамента спорта. «Профориентирование» для детей в возрасте от 5,5 до 12 лет длится не более двух часов. Понадобятся спортивная форма, кроссовки и справка о том, что ребёнок здоров. Время и место тренировки выбирайте на mos.ru (запись — через личный кабинет родителя).