Путешествие вокруг столицы. Как МЦК изменило жизнь москвичей

Средняя скорость «Ласточки» на МЦК — 36 км в час, однако максимально электропоезд может разогнаться до 110. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

В необычное для себя путешествие по МЦК я отправилась днём. Необычное потому, что дачи в дальнем или ближнем Подмосковье у нас нет и электричками я не пользуюсь. Так что поехала по кольцу по служебной необходимости.  

   
   

Транспорт не для богатых

Большинство городов обычно расчерчено на квадраты, как в Америке или Санкт-Петербурге. Старые города, словно стволы больших деревьев, растут и строятся кольцеобразно. Москва из их числа. Кроме Бульварного и Садового, Третьего и МКАД на карте города можно заметить ещё одно кольцо – Московское центральное (МЦК). 

Появилось оно ещё в конце XIX века по замыслу крупного железнодорожного магната Чижова. Город в те времена переставал быть только купеческим, превращался в промышленный. Московские заводы и фабрики, поставлявшие друг другу материалы, оборудование и готовую продукцию, связывала густая паутина узкоколеек, одноколеек и двухколеек. Вот Чижов и придумал скрепить эту паутинку кольцом. Генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича убедить оказалось несложно. Через Москву начала прошлого века провозилось 8 млн тонн транзитного груза, для переброски которых с одной железной дороги на другую требовалось 30 тыс. ломовых извозчиков. Москва тогда задыхалась в пробках. Но Сергею Александровичу важны были не только грузы, но и люди, причём не только состоятельные. Спустя несколько месяцев после запуска железнодорожного кольца вагонами первого класса вообще перестали укомплектовывать составы, следовавшие по этой дороге, ведь её основными пассажирами стал рабочий люд близлежащих к дороге предприятий. Это стало, может быть, не главной, но существенной причиной решения, принятого на совещании с участием Николая II, – не отодвигать ж/д кольцо от Москвы.

Быстро и недорого

В сегодняшнем своём путешествии по МЦК вглядываюсь в людей, входящих в вагон на каждой остановке. Среди них всё больше студентов или молодых людей, судя по всему, работающих в офисах, совсем юных подростков-школьников, предпочитающих ехать стоя; кресла в основном заняты детьми и старшим поколением. Поезд идёт по тем самым московским окраинам, которые теперь расположены близко к центру. МЦК проходит рядом с Яузой, по Лужникам, у площади Гагарина. 

Путешествие в электропоезде оставляет впечатление, что ты находишься в эпицентре какого-то модного события. Может, оттого, что в вагонах немало иностранных туристов. 

Вместе со мной в вагоне ехали китайцы. Они постоянно отвлекались, замирали и слушали звучавшие на английском объявления. Им важно было не пропустить площадь Гагарина, где они хотели посмотреть памятник первому космонавту. А оттуда, пересев на станцию метрополитена «Ленинский проспект» (слово «Ле-нин-ский» китайцы произнесли с особой почтительностью), они собирались доехать до «Вэ-дэ-эн-ха», где есть Музей космонавтики. Прощаясь со мной перед пересадкой, они особо похвалили чистоту вагонов, не очень патриотично заметив: «В Китае таких нет». Хотя патриот среди них всё же нашёлся, наперекор друзьям он выкрикнул перед выходом из вагона: «В Шанхае есть!» Сейчас с МЦК можно пересесть на 23 станции метро, девять железнодорожных платформ, а также на наземный транспорт. Это позволило создать дополнительно около 300 новых маршрутов.

«Пожилые родители живут в Медведкове, я с мужем – в Долгопрудном. МЦК – спасение. Раньше – две маршрутки: вторая от Алтуфьева – до дома, бывало, и час добиралась. Да и по деньгам – много не наездишься. Теперь другое дело: на «Ботаническом саду» села в «Ласточку» – и до «Окружной», там – в электричку. В пути – 35 минут вместо полутора часов», – улыбается Альбина Юсупова, для которой, действительно, МЦК – машина времени.

   
   

С запуском железного кольца поездки по многим маршрутам стали быстрее. По статистике, используя МЦК, горожане экономят в среднем до 16 минут.

Нажмите для увеличения

Ну, полетели

Какие вагоны в Шанхае, не знаю, я не была там, но наши вагоны мне нравятся. Хотя слово «наши» не совсем точное. Их сконструировал «Сименс». Но делают их на одном из наших уральских заводов в Верхней Пышме. Те, кто часто ездит аэроэкспрессом в московские аэропорты, путешествовал когда-нибудь скорым поездом в Нижний Новгород или Орёл, перемещался по Сочи и окрестностям в период Олимпийских игр, узнают их – это ж «Ласточки»! 

Эти поезда РЖД как раз для Олимпиады в Сочи и заказывали, но оказалось, что пригодились и в Москве. Ещё бы! – откидные столики: хочешь – работай с компьютером, хочешь – перекуси быстренько. Есть в вагоне и туалет, и даже вешалки для верхней одежды. Можно не только быстро добраться в нужный район, но и путешествовать, разглядывая окрестности. Может, они и не очень живописные, но москвоведы отмечают архитектурную, историческую и эстетическую ценность старинных станций и вокзалов, построенных в начале прошлого века в традиционном московском стиле – сочетания красного и белого кирпича. Они уже, правда, не используются. А новые станции – современные, минималистски оформленные, с лифтами и эскалаторами, удобными платформами. На схеме Московского метрополитена новая транспортная линия отмечена белым с красным кантом и называется 14-й линией метро. 

Железнодорожное кольцо продолжают совершенствовать: платформу «Северянин» перенесут ближе к станции МЦК «Ростокино»; «Лихоборы» соединят с «НАТИ»; завершат ТПУ «Стрешнево», соединив станцию с платформой «Ленинградская», которую год назад уже перенесли ближе к МЦК, поэтому теперь пересесть с электрички на кольцо и наоборот можно всего за четыре минуты.

Кстати
Всего на МЦК 31 транспортно-пересадочный узел. С каждого можно пересесть на наземный общественный транспорт. С обеих сторон железной дороги организованы удобные подъездные пути, разворотные площадки для автобусов, установлены новые остановки. Магистраль длиной 54 км проходит по 26 районам города. Запуск пассажирского движения на МЦК состоялся 10 сентября 2016 года. До 2020 года запланировано развитие прилегающих к пересадочным узлам территорий. В пустующих промзонах построят деловые и торговые центры, апарт-отели, жилые дома. Благодаря развитию транспортной инфраструктуры доступность многих районов значительно улучшится.

По МЦК в сутки курсируют в рабочие дни 177 пар поездов «Ласточка», а в выходные – 150 пар. Вместимость – 1500 пассажиров, электропоезда «Ласточка» приспособлены для маломобильных групп населения, пассажиров с детьми, удобны для провоза велосипедов, колясок. Оснащены туалетами, системами климат-контроля и Wi-Fi.

В часы пик электрички по кольцу ходят каждые пять минут, в остальное время – каждые 10. При этом часы пик отличаются в будни и в выходные. В рабочие дни их два: с 07.30 до 11.30 и с 16.00 до 21.00. А по субботам, воскресеньям и празд­никам пиковым считается интервал с 12.30 до 18.00.

Смотрите также: