В необычное для себя путешествие по МЦК я отправилась днём. Необычное потому, что дачи в дальнем или ближнем Подмосковье у нас нет и электричками я не пользуюсь. Так что поехала по кольцу по служебной необходимости.
Транспорт не для богатых
Большинство городов обычно расчерчено на квадраты, как в Америке или Санкт-Петербурге. Старые города, словно стволы больших деревьев, растут и строятся кольцеобразно. Москва из их числа. Кроме Бульварного и Садового, Третьего и МКАД на карте города можно заметить ещё одно кольцо – Московское центральное (МЦК).
Появилось оно ещё в конце XIX века по замыслу крупного железнодорожного магната Чижова. Город в те времена переставал быть только купеческим, превращался в промышленный. Московские заводы и фабрики, поставлявшие друг другу материалы, оборудование и готовую продукцию, связывала густая паутина узкоколеек, одноколеек и двухколеек. Вот Чижов и придумал скрепить эту паутинку кольцом. Генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича убедить оказалось несложно. Через Москву начала прошлого века провозилось 8 млн тонн транзитного груза, для переброски которых с одной железной дороги на другую требовалось 30 тыс. ломовых извозчиков. Москва тогда задыхалась в пробках. Но Сергею Александровичу важны были не только грузы, но и люди, причём не только состоятельные. Спустя несколько месяцев после запуска железнодорожного кольца вагонами первого класса вообще перестали укомплектовывать составы, следовавшие по этой дороге, ведь её основными пассажирами стал рабочий люд близлежащих к дороге предприятий. Это стало, может быть, не главной, но существенной причиной решения, принятого на совещании с участием Николая II, – не отодвигать ж/д кольцо от Москвы.
Быстро и недорого
В сегодняшнем своём путешествии по МЦК вглядываюсь в людей, входящих в вагон на каждой остановке. Среди них всё больше студентов или молодых людей, судя по всему, работающих в офисах, совсем юных подростков-школьников, предпочитающих ехать стоя; кресла в основном заняты детьми и старшим поколением. Поезд идёт по тем самым московским окраинам, которые теперь расположены близко к центру. МЦК проходит рядом с Яузой, по Лужникам, у площади Гагарина.
Путешествие в электропоезде оставляет впечатление, что ты находишься в эпицентре какого-то модного события. Может, оттого, что в вагонах немало иностранных туристов.
Вместе со мной в вагоне ехали китайцы. Они постоянно отвлекались, замирали и слушали звучавшие на английском объявления. Им важно было не пропустить площадь Гагарина, где они хотели посмотреть памятник первому космонавту. А оттуда, пересев на станцию метрополитена «Ленинский проспект» (слово «Ле-нин-ский» китайцы произнесли с особой почтительностью), они собирались доехать до «Вэ-дэ-эн-ха», где есть Музей космонавтики. Прощаясь со мной перед пересадкой, они особо похвалили чистоту вагонов, не очень патриотично заметив: «В Китае таких нет». Хотя патриот среди них всё же нашёлся, наперекор друзьям он выкрикнул перед выходом из вагона: «В Шанхае есть!» Сейчас с МЦК можно пересесть на 23 станции метро, девять железнодорожных платформ, а также на наземный транспорт. Это позволило создать дополнительно около 300 новых маршрутов.
«Пожилые родители живут в Медведкове, я с мужем – в Долгопрудном. МЦК – спасение. Раньше – две маршрутки: вторая от Алтуфьева – до дома, бывало, и час добиралась. Да и по деньгам – много не наездишься. Теперь другое дело: на «Ботаническом саду» села в «Ласточку» – и до «Окружной», там – в электричку. В пути – 35 минут вместо полутора часов», – улыбается Альбина Юсупова, для которой, действительно, МЦК – машина времени.
С запуском железного кольца поездки по многим маршрутам стали быстрее. По статистике, используя МЦК, горожане экономят в среднем до 16 минут.
Ну, полетели
Какие вагоны в Шанхае, не знаю, я не была там, но наши вагоны мне нравятся. Хотя слово «наши» не совсем точное. Их сконструировал «Сименс». Но делают их на одном из наших уральских заводов в Верхней Пышме. Те, кто часто ездит аэроэкспрессом в московские аэропорты, путешествовал когда-нибудь скорым поездом в Нижний Новгород или Орёл, перемещался по Сочи и окрестностям в период Олимпийских игр, узнают их – это ж «Ласточки»!
Эти поезда РЖД как раз для Олимпиады в Сочи и заказывали, но оказалось, что пригодились и в Москве. Ещё бы! – откидные столики: хочешь – работай с компьютером, хочешь – перекуси быстренько. Есть в вагоне и туалет, и даже вешалки для верхней одежды. Можно не только быстро добраться в нужный район, но и путешествовать, разглядывая окрестности. Может, они и не очень живописные, но москвоведы отмечают архитектурную, историческую и эстетическую ценность старинных станций и вокзалов, построенных в начале прошлого века в традиционном московском стиле – сочетания красного и белого кирпича. Они уже, правда, не используются. А новые станции – современные, минималистски оформленные, с лифтами и эскалаторами, удобными платформами. На схеме Московского метрополитена новая транспортная линия отмечена белым с красным кантом и называется 14-й линией метро.
Железнодорожное кольцо продолжают совершенствовать: платформу «Северянин» перенесут ближе к станции МЦК «Ростокино»; «Лихоборы» соединят с «НАТИ»; завершат ТПУ «Стрешнево», соединив станцию с платформой «Ленинградская», которую год назад уже перенесли ближе к МЦК, поэтому теперь пересесть с электрички на кольцо и наоборот можно всего за четыре минуты.
По МЦК в сутки курсируют в рабочие дни 177 пар поездов «Ласточка», а в выходные – 150 пар. Вместимость – 1500 пассажиров, электропоезда «Ласточка» приспособлены для маломобильных групп населения, пассажиров с детьми, удобны для провоза велосипедов, колясок. Оснащены туалетами, системами климат-контроля и Wi-Fi.
В часы пик электрички по кольцу ходят каждые пять минут, в остальное время – каждые 10. При этом часы пик отличаются в будни и в выходные. В рабочие дни их два: с 07.30 до 11.30 и с 16.00 до 21.00. А по субботам, воскресеньям и праздникам пиковым считается интервал с 12.30 до 18.00.
Смотрите также:
- Москва обзавелась ледокольным флотом. Абрамович лопнет от зависти →
- МетроСТОЙ. В центре Москвы устроены лагеря для нелегалов →
- Ледовый дворец на Москва-реке →