Огромный потенциал для развития ребенка
Успехи московских школьников на олимпиадах вовсе не следствие интенсивной работы со специально отобранными детьми из топовых школ. Главное достижение столичного образования в этом вопросе заключается в том, что так называемые обычные школы смогли достичь успеха. В этом году 227 школ подготовили победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады и почти все школы — дипломантов регионального уровня. И если еще десять лет назад огромное количество школ вообще не проводили школьный этап Всероссийской олимпиады, то сегодня ситуация кардинально изменилась.
В школах поняли: каждый ребенок талантлив, и главное — не убить в нем креативность. Нужно давать ему качественное образование и при этом стимулировать его интерес к познанию. Причем в разных областях. А для этого нужны по всем предметам интересные, яркие и привлекательные материалы, а не скучные страницы учебников. Поэтому учитель должен иметь возможность работать с классом не по застывшему скучному бумажному учебнику, а по современным материалам. Для этого необходимы постоянно обновляемые методические материалы, которые школьники могут найти в «Московской электронной школе» (МЭШ).
«Например, мы увидели, что у нас „западает“ развитие талантов в естественнонаучных областях, что мало детей занимается естественными науками. И мы в ЦПМ вместе с ведущими вузами и научными институтами Москвы создали курс „Окружающего мира“ для начальной школы (с 1 по 4 класс), который не только сообщает какие-то формальные сведения, но и закладывает огромный потенциал для развития ребенка. Это позволило нам создать базу для того, чтобы дети больше участвовали в массовых олимпиадах, в школьном этапе Всероссийской олимпиады. Все эти материалы доступны через МЭШ. Дети проявляют себя, им становится интересно, и они начинают использовать другие материалы, искать нужную информацию, анализировать ее, изучать что-то дополнительно. Начинают заниматься в кружках. Это создает основу для тех успехов в естественнонаучных предметах, которые мы сейчас наблюдаем», — рассказал директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко.
«Прозрачные» олимпиады
Подавляющее большинство ребят, достигающих успехов в олимпиадах по биологии, в старших классах (начиная с восьмого) учатся не по бумажным учебникам, а по электронным пособиям, которые предоставляет МЭШ. А электронное оборудование, поступившее в школу, позволяет по ряду предметов проводить школьный этап Всероссийской олимпиады полностью в электронном виде. Это делает олимпиады интересными для ребят и обеспечивает прозрачность проведения.
В советских школах важную роль в развитии талантов играли научно-популярные журналы. Сегодня они обретают новое звучание: в МЭШ учителям и ученикам доступны материалы знаменитого журнала «Квант» и возникшего несколько лет назад его младшего брата «Квантика», материалы которых активно используются для привлечения ребят к углубленным занятиям математикой, в том числе к проекту «Математическая вертикаль».
Благодаря МЭШ стало возможным организовывать олимпиады, которые являются не соревнованием, а приглашением к дальнейшим занятиям, такие, как «Я люблю математику» и «Готов к жизни в умном городе!».
И, разумеется, через электронную систему развития таланта учителям и школьникам доступны все материалы олимпиад. Благодаря МЭШ в Москве разработана и проинтегрирована с порталом mos.ru система показа работ одного из самых массовых этапов Всероссийской олимпиады: муниципального. Через портал каждый ученик или родитель может посмотреть работу школьника.
Это гарантирует, что второй этап Всероссийской олимпиады проходит честно и прозрачно и на региональный этап выходят действительно самые сильные ребята. И, что особенно важно, такая открытость повышает доверие к организаторам олимпиад и становится залогом интереса к соревнованиям.
С помощью МЭШ учителя, в том числе молодые, но уже достигшие успеха в развитии талантов своих учеников и ставшие известными благодаря конкурсу «Московский учитель», могут оперативно делиться своим опытом с коллегами. Это не требует многолетних процедур, которые нужны при работе с бумажными пособиями. Достаточно подготовить урок в формате МЭШ. Он проходит модерацию и сразу становится доступным коллегам.
В ближайшей перспективе в МЭШ планируется интегрировать функционал наиболее популярных динамичных олимпиад, таких, как интеллектуальный биатлон или математическая мини-регата.
Смотрите также:
- Тише едешь — хуже учишь. Каким должен быть современный учитель информатики? →
- Чемпионы на низком старте. Победители олимпиад учатся в 300 школах Москвы →
- Не дети, а золото! Московские школьники стали «Профессионалами будущего» →