Мегадепо: строится инфраструктура для БКЛ Московского метро

Возведение депо «Аминьевское» и метромостов соединительных веток к БКЛ. © / Фото АО «Мосинжпроект»

Через несколько месяцев планируется завершить строительство Большой кольцевой линии московского метро. Растущая невероятными темпами подземка требует обширной инфраструктуры. Для бесперебойного движения поездов по Большой кольцевой и другим веткам метрополитена возводятся современные электродепо.

   
   

«АиФ» узнал, какие именно.

Гигантская стройплощадка

Электродепо являются важной частью развития программы развития метро Москвы, без них невозможно качественное и безопасное движение поездов в подземке, поэтому их строительство и реконструкция осуществляются одновременно с созданием и вводом новых линий и станций. В депо проводятся работы по ремонту составов, технический осмотр, мойка и ночной отстой вагонов – им ведь тоже нужен полноценный отдых. (Нужно ли говорить, что в каждом депо создадут все необходимые условия для работы и отдыха сотрудников метро­политена.)

Московская программа метро­строения – одна из самых масштабных в мире. «Стройка метро – это гигантские строительные площадки, огромная протяжённость тоннелей, инженерных коммуникаций, большое количество станций, которые возводить чрезвычайно сложно. И все знают про эту работу. Не менее сложная и масштабная работа идёт по обеспечению подвижного состава, его ремонту и эксплуа­тации. Для этого требуются строительство и реконструкция электродепо, которых сегодня в метро уже 20. Половина из них – заново построенные либо реконструированные. В частности, для Большой кольцевой, которая строится по поручению президента ­России в ускоренном темпе, сразу же будет задействовано три электродепо», – объясняет мэр столицы Сергей Собянин.

БКЛ будут обслуживать электро­депо «Замоскворецкое», «Нижегородское» и «Аминьевское». Последнее входит в число самых крупных в Москве и в России, расположено оно в Можайском районе города. Строительство ведётся на территории бывшей промзоны площадью 15,7 га – после завершения работ здесь появятся 63 здания и сооружения, будет создано порядка 1350 рабочих мест.

Строительство депо «Нижегородское». Его ввод даст городу более 900 новых рабочих мест. Фото: АО «Мосинжпроект».

Ввиду большого перепада высот в ландшафте поезда в депо «Аминьевское» с Большой кольцевой линии будут следовать не как обычно, по тоннелям, а по трём метромостам, которые сооружают на соединительных ветках от станций «Аминьевская» и «Давыдково» БКЛ. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градо­строительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, однопутный мост длиной 475 м начнётся от наземной части соединительной ветки от станции «Аминьевская» и придёт непосредственно на территорию электродепо. В Группе компаний ­«Мосинжпроект», которая является генеральным проектировщиком и генподрядчиком строительства новых линий и станций метрополитена, уточняют, что данная соединительная ветка начинается под землёй, у станции «Аминьевская», а далее переходит в наземный участок вдоль одноимённого шоссе.

«Также строятся два метро­моста на соединительной ветке между депо и станцией «Давыд­ково» БКЛ метро. Эти мосты пройдут над рекой Сетунь и улицей Верейской и примк­нут к путям на территории депо», – отмечает генеральный директор АО ­«Мосинжпроект» Юрий ­Кравцов.

   
   

А возглавляющий голов­ную проектную ­организацию ­Группы компаний ­генеральный директор ООО ­«Институт ­«Мосинжпроект» Рустам ­Черкесов рассказывает, что конструкции трёх искусственных сооружений схожи: «Мосты представляют собой одну или две П-образные галереи из металлических конструкций, установленные на железобетонные пролётные строения. Они накрыты металлической кровлей для защиты путей от осадков и ограничения доступа на объекты посторонних лиц».

30 поездов в одном депо

В завершающей стадии строительства сегодня находится электродепо «Нижегородское» на востоке столицы. «Большое депо, – сообщает мэр. – Сюда будут заходить сразу около 30 составов». Оно ­размещается на шоссе Энтузиастов на территории бывшего завода по модернизации и строительству вагонов им. Войтовича. Выбранное место уникально для подобного объекта, поскольку располагается в границах ТТК. 70 лет в Москве электродепо не строились так близко к центру города. Теперь это связано с запуском БКЛ.

Строительство «Нижегородского» стартовало в 2015 г. Сначала завершили реконструкцию и возведение административно-бытового корпуса. Сейчас достраиваются отстойно-ремонтный корпус с мастерскими (готов на 95%), мотодепо, камера мойки подвижного состава и т. д.

Строительные работы идут поэтапно, по мере сноса неиспользуемых сооружений и освобождения площадок под новое строительство. По их завершении на территории свыше 17 га будут располагаться 53 здания и сооружения. Город сможет предложить порядка 900 новых рабочих мест. «В новом здании отстойно-ремонтного корпуса завершено устройство световой сигнализации в виде светодиодной полосы о подаче напряжения на вагоны, ведётся монтаж систем видеонаблюдения», – подчёркивает Андрей Бочкарёв.

Скоро финиш

К концу подходит основной этап реконструкции электродепо «Владыкино». Оно располагается возле Северо-Восточной хорды, между станциями «Владыкино» и «Ботанический сад», занимая 14,6 га. Электродепо используется для ­обслуживания ­Серпуховско-Тимирязевской линии метро, его ­реконструкция позволит увеличить количество работников на 150 человек. Ранее был введён в эксплуатацию гараж спецавтобазы для размещения грузового автотранспорта подземки. «В основной этап входит строительство девяти канав в уже существующем отстойно-ремонтном корпусе и четырёх новых объектов – здания эксплуатационного персонала, склада эскалаторного оборудования, веера путей и стрелочного поста», – перечисляет Юрий Кравцов. Если точнее, то в отстойно-ремонт­ном корпусе монтируют инженерные системы и занимаются чистовой отделкой пола. На складе эскалаторного оборудования, готовом более чем на две трети, тоже устанавливают инженерные системы.

«Ещё на территории электро­депо строители реконст­руируют вагономоечную станцию и очистные сооружения, наружные инженерные сети канализации и водопровода. Также построят здание гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, диагностический пост для ремонта колёс вагонов», – делится планами генеральный директор АО ­«Мосинжпроект».

Тем временем снаружи начались работы по благоустройст­ву, восстановлению ограждения и уличного освещения.

Кстати

Помимо электродепо «Нижегородское», «Владыкино» и «Аминьевское» на разных стадиях реконструкции и строительства в столице находятся депо «Южное», «Саларьево» и «Выхино», также проектируется «Бирюлёвское» для обслуживания одноимённой перспективной ветки подземки.