Дойдём до 7 млн квадратных метров
Галина Шейкина, aif.ru: Сергей Иванович, в Москве по-прежнему продолжается строительный жилищный бум?
Сергей Лёвкин: Объём жилых новостроек увеличивается в столице последние 10 лет. Если говорить о текущей ситуации, то с января по июнь введено в эксплуатацию 3,3 млн кв. м жилья, из них 85% – за счёт внебюджетных источников. Так что Москва справится с годовым планом в 4,8 млн «квадратов», который для неё установлен федеральным проектом «Жильё». Кстати, к 2030 г. мы должны по плану вводить уже по 7 млн.
– По программе реновации всё идёт так, как задумывалось?
– За 15 лет надо обеспечить новым жильём 1 млн жителей из 5175 старых домов. На данный момент 487 зданий расселены полностью, а в шести районах программа вообще завершена или находится на заключительном этапе. Наша задача на текущий год – продолжить подбирать стартовые площадки и передать под заселение 1 млн кв. м жилья. До конца следующего года ключи от новых квартир должны получить 25% москвичей, участвующих в программе. Так что всё идёт по плану. Напомню, кстати, что город готов помочь с переездом в новые квартиры, и 80% жителей пользуются такой возможностью.
– А какие инновации используются в московском строительстве?
– В Москве применяется комплексный подход к внедрению любых инноваций. Существует Московский территориальный строительный каталог (МТСК). Это общедоступный ресурс, который содержит информацию об эффективных материалах, изделиях, оборудовании, технических решениях. В каталог включён также отдельный Реестр инновационных технологий и технических решений, куда продукция может попасть только с одобрения профильной экспертной комиссии нашего департамента. Например, недавно Реестр пополнили гибридные вентиляторы низкого давления и нанокомпозитные гидроизоляционные смеси.
Кроме того, в мегаполисе очень высокие требования к энергоэффективности жилого сектора. Без инноваций эти требования не выполнить. В здании должны быть автоматизированный контроль работы инженерных сетей, эффективная теплоизоляция. Нужны автоматические счётчики учёта расхода горячей и холодной воды, «умная» система освещения с датчиками движения. Создаются индивидуальные тепловые пункты, которые быстро и автоматически регулируют температуру в системе отопления, ориентируясь на реальную погоду на улице. Продвинутые технологии и инновационное оборудование – неотъемлемая часть любого строительного процесса на городских объектах. Пример тому – развитие столичного метрополитена: в частности, на станции «Саларьево» внедрено экспериментальное теплонасосное оборудование.
– Насколько «продвинутым» будет объект, известно с самого начала, когда вопрос о его появлении только решается?
– Да, всё начинается ещё на стадии проектирования – в Москве широко используются ТИМ (технологии информационного моделирования). То есть создаётся информационная модель объекта капитального строительства, она позволяет заранее спрогнозировать и контролировать все этапы строительства, сильно упрощает дальнейшую эксплуатацию объекта.
А по проекту «Умный дом» на пилотных городских объектах используются такие электронные сервисы, как контроль доступа и безопасности на территории жилого комплекса, удалённая проверка работы инженерных систем и оборудования.
– Чем больше использовано «умных» технологий и материалов, тем дороже обходится объект и тем выше ценники на квартиры? Или нет?
– Я бы так не сказал. Дом, построенный «по-умному», более долговечен, безопасен и выгоден в эксплуатации. То есть потребительские показатели домов растут, а затраты жителей на ЖКУ – нет, потому что энергетические ресурсы используются с максимальной эффективностью. Ещё одно важное направление, связанное с экономией денег жителей, – это поквартирный учёт тепловой энергии. Для этого отопительные системы делают с горизонтальной разводкой, теплосчётчиками и термостатическими вентилями.
Профессия, востребованная всегда
– Какова ситуация с кадрами в строительной отрасли? Молодёжи интересна эта сфера?
– Молодёжь отдаёт приоритет профессиям, которые дают возможность принимать самостоятельные решения, активно контактировать с людьми и видеть результат своего труда. Профессия строителя отвечает всем этим требованиям. Карьера в Стройкомплексе Москвы – это стабильность, высокая конкурентоспособность и востребованность. Студентам и выпускникам профильных образовательных учреждений мы предлагаем стажировки, тренинги, мастер-классы, производственные практики. Регулярно проводятся ярмарки вакансий, есть образовательные программы для повышения квалификации. Только за прошлый год в отрасль были трудоустроены 1193 выпускника вузов и 1070 выпускников колледжей. В первом полугодии 2023 г. сформированы 15 студенческих строительных отрядов, которые уже работают на объектах Москвы. Кроме того, работает Совет молодых специалистов Стройкомплекса, он ежегодно организует 50–100 мероприятий. Например, в мае-июне впервые прошёл обучающий курс «Я – наставник». Он рассчитан на молодых, но уже опытных сотрудников, готовых курировать летние производственные практики, стажировки, студенческие стройотряды.
Вместо спальных районов – современные кварталы
– Прошлый год прошёл под знаком транспортного строительства (готовили к открытию БКЛ), в текущем много делается для комфортной жизни в столичных районах. Что в приоритете на 2024 г.?
– Внимание будет уделяться социальной, транспортной и инженерной инфраструктурам в жилой застройке. Если объектом занимается частная компания, то не должно быть такого, что новосёлы уже въезжают в квартиры, а детский сад или поликлиника не сданы. И задача города – следить за тем, как девелопер исполняет свои обязательства, или самостоятельно заниматься этим вопросом, если застройщик предпочёл перечислить в столичный бюджет средства «на инфраструктуру». Кстати, информация о начале и ходе строительства детсадов, школ и поликлиник в составе жилых комплексов, реализуемых частными застройщиками, регулярно публикуется департаментом на своих интернет-страницах. Сейчас готовится проект постановления «О мерах по развитию социальной инфраструктуры города Москвы». В документе прописано, на каких условиях частные застройщики участвуют в развитии социальной и транспортной сфер мегаполиса.
Такой же баланс должен быть и с рабочими местами. Никому не нужны спальные районы и ежедневная маятниковая миграция. Городу и москвичам требуются современные кварталы, где созданы все условия для появления новых рабочих мест.