Как повысить популярность спорта? Руководство Москвы обратилось к экспертам

Провести крутой спортивный праздник непросто, но это лучший стимул активного досуга. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Департамент спорта Москвы проводит неформальные встречи с экспертами, чтобы найти лучшие практики для популяризации активного образа жизни. В этот раз на «спортивных средах» говорили о том, что может стать решающим фактором для регулярных занятий у старшеклассников и студентов.

   
   

«Без олимпийской системы»

Последние 2–3 года школы отождествляются с гонкой за высокими баллами на экзаменах, и зачастую администрация пускает на самотёк секции и мероприятия для 11-х классов. В результате выпускники забрасывают физкультуру (обязательные уроки не в счёт) или находят клубы самостоятельно. Аналитический центр НАФИ опросил 16—17-летних москвичей, продолжающих вести активный образ жизни. Оказалось, 43% занимаются в секциях, которые работают рядом с их домом, но не относятся к их учебному заведению. В самих школах тренируются 32% учеников, а 25% ездят на тренировки в другие районы.

С институтами похожая история — из студентов, знающих о спортивных клубах своего вуза, только 29% состоят в них. По мнению олимпийской чемпионки по фигурному катанию Аделины Сотниковой, этому есть объяснение: «Большинство понимает — нужно посвятить себя учёбе, в приоритете образование, которое напрямую влияет на будущий доход. Приходится рассуждать с позиции «взрослого».

«Для тренировок должен быть стимул, — уверен член Попечительского совета Федерации регби России, председатель комиссии Мосгордумы по безопасности, спорту и молодёжной политике Кирилл Щитов. — Например, дух соперничества мотивирует быть в хорошей форме постоянно, поэтому соревнования должны идти нон-стоп весь год. Причём проводить их надо не по олимпийской системе, когда при проигрыше из участника превращаешься в зрителя. Можно сделать разные дивизионы, чтобы выбывающие игроки и команды продолжали борьбу за другие награды и медали».

Когда стадион рядом

Спортивный журналист телеканала «Матч! Страна», преподаватель РАНХиГС Эмма Гаджиева считает, что инфраструктура вуза имеет решающее значение: «Если тренировки проходят на территории вуза или совсем рядом — это одна история. Но если требуется ехать куда-то ещё, желающих будет мало. У меня многие студенты и так тратят на дорогу до вуза по два часа». По словам спортивного агента в фигурном катании Марии Шашиной, при грамотном подходе многие проблемы решаемы: «Поступление в вуз требует адаптации и на уровне привычек, и на уровне психологии. Многим проще отказаться от спорта, чем встраивать его в новый график. Конечно, большую роль будет играть окружение. Если в вузе есть спортивное комьюнити, создаются дополнительные стимулы (например, повышенная стипендия для тех, кто показывает результаты на уровне межвузовских стартов), то этот разрыв можно безболезненно сократить. Необходимо регулярно напоминать подросткам о том, что спорт — это не только красота и здоровье, но и нередко залог уверенности в себе».

Среди предложенных экспертами идей стоит выделить следующие: всесезонные площадки для популярных сейчас видов спорта (чтобы это было тусовочное место, а не только тренировочный адрес) и единый интернет-ресурс, где будет собрана актуальная информация обо всех спортивных возможностях вузов. Ну и, конечно, нужны мероприятия, куда интересно приехать и ради соревнований, и чтобы погулять с друзьями и пообщаться с кумирами. «Массовый спорт должен быть качественно упакован», — уверен исполнительный директор Ассоциации студенческого баскетбола, исполнительный директор Сергей Крюков.