Июнь. Перово. «Метель». Какие театры проводят открытые репетиции в парках?

Г. Галавинская представляет «Метель». © / Пресс-служба Московского драматического театра на Перовской.

Актуальная классика

В 10 подведомственных Департаменту культуры столичных парках впервые можно посмотреть театральные репетиции, причём бесплатно. Проект стартовал 11 июня и завершится 22 августа. 
Открылся он на главной сцене Перовского парка черновиком одной из самых зрелищных постановок Московского драматического театра на Перовской –  пушкинской «Метели».

   
   

«Я очень люблю и ценю Пушкина, – говорит художественный руководитель театра Гульнара Галавинская. – И в год его 220-летия хотелось искренне сказать зрителям: «Как можно больше читайте и смотрите великого поэта». Люди откликаются – на следующий после этой открытой репетиции показ спектакля половина мест в зале нашего театра была выкуплена именно теми, кто побывал на той репетиции, прошедшей 11 июня».

По мнению Галавинской, классика обязательно должна жить на театральных подмостках нынешней поры. «Она неизменно интересна, глубока и привлекательна, – считает режиссёр. – На многие волнующие нас сегодня вопросы и проблемы она даёт самые неожиданные ответы. И в этом прелесть великих  произведений».

В День отца на сцене Большого амфитеатра в парке «Зарядье» театр показал ещё один эскиз – репетировали предстоящую премьеру «Отцов и детей». Галавинская несколько раз останавливала сцену, где идёт основной спор Петра Николаевича, Николая и Аркадия Кирсановых с Базаровым, тем самым пытаясь заострить внимание публики на актуальной во все времена проблеме – мировоззренческом конфликте поколений. Ведь никто не станет спорить с тем, что написанный 160 лет назад Тургеневым роман абсолютно современен.

И. Неведров (Моцарт) и Д. Бозин (Сальери). Фото: Из личного архива/ Мария Щербакова

Все вопросы – к Пушкину

Актёры Театра Романа Виктюка свой перформанс «Пушкин. Вопросы: Моцарт и Сальери» представят зрителям 6 июля в парке Горького. 

Но стоит ли выносить актёрскую кухню на глаза публике? На этот вопрос инициатор постановки актёр и режиссёр театра Игорь Неведров ответил так: «Любой выход артиста на сцену – это уже представление. Такая традиция имеет достаточно глубокие корни – Юрий Петрович Любимов в театре на Таганке устраивал целые спектакли в таком формате: звали зрителей и просто репетировали. Роман Григорьевич Виктюк проводил мастер-классы, когда на публике давал артистам задания, которые они перед ней выполняли. Надо просто понимать, что люди идут не за какой-то законченной формой, а в тяге к живому процессу».

«Для себя мы пушкинского «Моцарта и Сальери» разобрали и даже показали зрителям в рамках фестиваля «Гений места: ожившие легенды», – присоединяется заслуженный артист России, актёр и режиссёр Дмитрий Бозин. – Но в рамках этого проекта нам интересно поделиться с людьми именно техникой Театра Романа Виктюка – техникой импровизационного театра. Мы, его актёры, отлично знаем, что один и тот же текст может быть не просто прочитан по-разному, он может быть совершенно про другое. На наши спектакли люди потому и приходят не по одному разу: они знают, что их ждёт новое действо, не предполагая при этом, как и мы, про что оно будет конкретно». 
По мнению Бозина, делиться таким опытом совершенно необходимо: для людей эта техника может быть интересна, если они «захотят туда проникнуть», тем более что в мире крайне мало театров, которые её используют.

   
   

«В любом случае, – продолжает актёр, – этим представлением мы возвращаемся к площадной импровизации, для меня – в стиле дель арте. Мой Сальери, как подсказывает мне воображение, может стать маской злого доктора и даже выйти на негнущихся ходулях, а Моцарт Игоря – на джамперах из нашей постановки «Король-Арлекин». Я думаю, что фантазия будет разыгрываться и у зрителей тоже: текст многие знают наизусть, а предшествующие репетиции на сценах парков уже «раскачают» их, они будут готовы ко всем этим «игрушкам».

Тема Моцарта и Сальери, так или иначе волнующая публику, вполне может преподнести новые повороты, новые вопросы и ответы. А вдруг итальянец был предназначением в судьбе великого австрийца и без него мы бы не услышали ту музыку, что слышим сейчас? Действо будет интерактивным, зрители смогут в него включиться, поделиться своими мыслями и, как и актёры, спросить о чём-то самого Александра Сергеевича. 

«Да не обидятся на меня пушкиноведы, – добавляет Игорь Неведров, – но я считаю текст Пушкина идеальным материалом для всякого рода представлений и экспериментов, потому что скомпрометировать его невозможно». 

Кукольник И. Твердов знакомит Петрушку с малышами. Фото: Пресс-служба Московского театра кукол.

Сколько артистов за ширмой?

На радость детям случится в рамках проекта и кукольное представление. Это будет «Петрушка» Московского театра кукол на Бауманской, в постановке одного из лучших петрушечников нашей страны, актёра и режиссёра Анатолия Архипова, подарившего Дине Рубиной идею создания романа «Синдром Петрушки».

В Саду им. Баумана во время открытой репетиции актёры покажут несколько сцен из спектакля, а также проведут зрителей по «закулисью»: расскажут, как устроена ширма петрушечника, и покажут, как актёр управляет несколькими куклами сразу.

«Закулисье» нашей публике всегда чрезвычайно интересно, – говорит заслуженная артистка Республики Татарстан Галина Кузнецова. – Вот однажды отыграли «Петрушку», а одна зрительница подошла и просит: «Покажите, пожалуйста, сколько человек у вас там за ширмой сидит». Не хотела нам с актёром Иваном Твердовым верить, что нас на сцене было всего двое: я перед ширмой, а он со всеми куклами, которых – море, за ней. Пустили девушку за ширму – она настоящее потрясение испытала от того, что там действительно никого нет».

Персонажей в спектакле на самом деле много, и они не простые – двигаются, работают, управляют массой реквизита. А у артиста только две руки, к тому же он ещё и голос меняет под каждого «исполнителя». Особенно необычен голос главного героя – остряка и балагура Петрушки, его кукольник озвучивает через пищик (устройство из металлической пластины и лоскута ткани, с помощью которого петрушечник изменяет голос. – Ред.).

Актёры признаются, что к концу представления они не делят зрителей на детей и взрослых: у всех без исключения горят глаза, всем одинаково интересно рассмотреть кукол вблизи, потрогать, расспросить, из чего те сделаны, а также узнать, как устроен и как мастерился этот самый пищик.
«Я работаю в театре 30 с лишним лет, – продолжает Галина Кузнецова. – Дети всегда одинаковые – любознательные и живые. Говорят, что их портят гаджеты, что ж, просто почаще водите их на живые представления».

Кстати

Что ещё можно успеть посмотреть:

■ 28 июня, Сад имени Баумана — репетиция спектакля «Петрушка» Московского театра кукол на Бауманской;
■ 30 июня, парк искусств «Музеон» — репетиция спектакля «Шутники» ГИТИСа и Мастерской Леонида Хейфеца;
■  4 июля, детский парк имени Н. Н. Прямикова — репетиция постановки «Наши люди. Восемь историй о любви» Лаборатории «Театральное пространство Сергея Аронина»;
■ 6 июля, парк Горького — репетиция перформанса «Пушкин. Вопросы: Моцарт и Сальери» Театра Романа Виктюка;
■  11 июля, парк им. 50-летия Октября — репетиция спектакля «Женитьба» театра «СТУДИЯ.project»;
■ 12 июля, Измайловский парк — репетиция вокально-хореографической постановки «С любовью к России» Московского культурного фольклорного центра Людмилы Рюминой;
■ 22 августа, парк «Сокольники» — репетиция шоу, объединяющего акробатику, хореографию и драму, Московского театра мюзикла.

Смотрите также: