5 ноября в Центральном Доме предпринимателя прошли публичные слушания проекта столичного бюджета на ближайшие 3 года.
Неделей ранее парламентарии Мосгордумы приняли документ в первом чтении. Заседание, во время которого депутаты рассматривали проект бюджета, побило рекорд по продолжительности – оно длилось без малого 10 часов. Участники публичных слушаний в регламент уложились, однако тоже добились в некотором роде беспрецедентного результата – масштабной общественной дискуссии, вступить в которую мог буквально каждый.
Бюджет развития
Так кто всё-таки пришёл на слушания бюджета? Все те, кто осознаёт важность документа и свою возможность повлиять на его итоговый вариант: москвичи, представители органов власти, разных политических и общественных объединений. Некоторые люди группировались по интересам – приходили по двое-трое, чтобы задать несколько вопросов по волнующей их теме. Ограничений на вопросы не было никаких, кроме очевидного – все они должны касаться столичного бюджета.
На социальную поддержку в следующем году планируется потратить 495,3 млрд руб., из них 265 млрд руб. – в денежной форме, а 230 млрд руб. – в натуральной. В эту статью расходов входят выплаты пожилым людям и семьям с детьми, льготы по оплате проезда в общественном транспорте и услуг ЖКХ, обеспечение людей с ограниченными возможностями протезами и техническими средствами реабилитации, а также оказание адресной соцпомощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Ежегодные траты на лекарственное обеспечение составят 45 млрд руб., это почти в 2 раза больше, чем в первоначальном бюджете 2019 г.
Эти цифры уже звучали на заседании Мосгордумы, по результатам которого документ был принят в первом чтении. Помимо них Елена Зяббарова остановилась на ещё одном существенном аспекте – масштабе города. «Сегодня очень часто можно слышать высказывания, что доходы Москвы необоснованно велики. Некоторые даже говорят, что благодаря столичному статусу в мегаполисе сконцентрированы ресурсы других регионов, поскольку здесь зарегистрированы крупные холдинговые и финансовые компании. Однако, согласно официальной статистике, доля столицы в совокупном валовом региональном продукте (ВРП) регионов составляет 21%, – объяснила Зяббарова. – Причём здесь не учитывается доля финансового сектора, вклад которого в экономику Москвы весьма весом. Вместе с ним доля столицы в ВРП регионов составляет 24%. Таким образом, доля бюджета Москвы в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации соразмерна масштабу московской экономики и той добавленной стоимости, которая создаётся на территории нашего города».
Ещё один важный источник доходов столичного бюджета – налоги от компаний, расположенных в нескольких российских регионах. Они уплачивают в столичный бюджет налог на прибыль, пропорциональный доле задействованных ресурсов и стоимости производств в столице.
Выслушали всех
Организаторы отвели по 2 часа на основные части публичных слушаний – вопросы по бюджету и выступления. Участников интересовали все сферы жизни города: реновация, строительство новых станций и линий подземки, льготные путёвки для детей с ограниченными возможностями, экологические проблемы, тарифы на содержание и ремонт жилья, платные парковки, поступления от НДФЛ в муниципальные бюджеты, благоустройство города, проблемы расселения москвичей из непригодного жилья. Вопросы на слушаниях задавали жители столицы, городские парламентарии и муниципальные депутаты, представители некоммерческих организаций.
Обсудили всё
Важно, что обсуждение бюджета не ограничилось узким кругом экспертов. Это справедливо не только потому, что этот документ во многом определит развитие города на ближайшие 3 года, но и потому, что налоги на доход физических лиц во многом формируют городскую казну. Так и происходит в гражданском обществе: налогоплательщики не только дают деньги «на общие нужды», но и контролируют траты.
«Такого масштаба публичных слушаний по бюджету в Москве никогда не было. При этом была возможность простым людям накануне записаться, прийти и свободно задать свой вопрос. Всем давали слово, – отметила Надежда Косарева. – Получился конструктивный диалог. Участники слушаний озвучивали свои предложения, болевые точки. На них отвечали представители различных ведомств. Если специалисты департаментов не готовы были ответить на тот или иной вопрос в полной мере, они приглашали встретиться, прийти к ним на приём, чтобы детально обсудить проблему».
Уровень дискуссии и подготовку участников отметил и председатель столичной Общественной палаты. «Я поражён высокой политической культурой участников, – сказал в заключение Константин Ремчуков. – Будем продолжать работу над улучшением бюджета в интересах москвичей».
Пожелания и предложения по бюджету принимались ещё до 18 часов 6 ноября. Все они будут внесены в итоговый протокол, который направят мэру Москвы и в Мосгордуму. Также с документом можно будет ознакомиться на сайте Общественной палаты столицы.
Смотрите также:
- Бюджет — дело каждого. Что обсуждали на общественных слушаниях проекта? →
- Социальная ориентированность. На что потратят московский бюджет-2020? →
- Собянин: Мы хотим сделать Москву городом, удобным для жизни людей →