Россия взбудоражила венецианскую биеннале архитектуры

Гости знаменитой международной выставки, пришедшие в российский павильон, не могли понять, где представлены макеты зданий русских архитекторов, а где — их иностранных коллег.

   
   

Это раньше мы привозили сюда бумажную архитектуру, а теперь показываем то, что уже строится. И не просто так, а при участии иностранных специалистов, которым наши в профессионализме давно не уступают. Кстати, пройдёт ещё пара лет, и на московских улицах, что называется, в режиме реального времени можно будет наблюдать многое из того, что сегодня представлено в Венеции в виде проектов.

В первую очередь, конечно, в российской столице появится деловой квартал «Москва-Сити» — яркий пример сотрудничества наших и западных архитекторов. Строительство Сити идёт полным ходом на всех участках, внешний вид многих зданий уже сегодня угадывается в бетонных скелетах. Наибольший интерес вызывает 600-метровая башня «Россия», спроектированная английским архитектором Норманом Фостером (см. рис.). Она станет самым высоким зданием в Европе и будет таким же экологическим небоскрёбом, какие лорд Фостер строит по всему миру. Когда он приезжал на открытие своей выставки в ГМИИ им. Пушкина, то рассказывал «АиФ», почему будущее именно за экологическими зданиями. Крупные европейские столицы идут по пути уплотнения территорий. Центры мегаполисов не могут позволить себе строить малоэтажные комплексы, «растягивая» их в длину. Из земельного участка нужно выжимать максимум, а значит, возводить башни. Но в условиях дефицита электроэнергии, когда за подключение каждого нового здания нужно платить всё больше и больше, расходы на эксплуатацию небоскрёбов могут со временем разорить чуть ли не любую успешную в финансовом смысле управляющую компанию. Поэтому, по мнению Нормана Фостера, экологичность — в первую очередь панорамное остекление всего фасада, позволяющее экономить на искусственном освещении за счёт максимального использования естественного.

Можно сказать, мир до конца работы выставки (а именно до 23 ноября 2008 г.) будет вертеться вокруг «России». Лорд Фостер к открытию не прилетел, его появление ожидается несколько позже. И, по словам куратора российского павильона Григория Ревзина, он приедет не с пустыми руками. Английский архитектор намерен презентовать новый вариант здания Центрального дома художника, кардинально отличающийся от нашумевшего «Апельсина», представленного в Каннах этой весной. Постольку в первоначальном проекте количество квадратных метров под офисы было запланировано больше, чем под экспозиционные площади, что вообще-то недопустимо. («АиФ» будет следить за развитием событий.) Башню «Россия» на открытии биеннале представлял девелопер (инвестор) проекта Шалва Чигиринский. Он рассказал, что количество подземных этажей из-за близости грунтовых вод станет меньше, а вместе с ними уменьшится и число машино-мест в паркинге: вместо заявленных 3 тыс. будет построено на треть меньше. В остальном всё идёт по плану, полное осуществление которого намечено к 2012 г.

Нормана Фостера и Шалву Чигиринского связывает ещё одна «Россия» — некогда самая известная советская гостиница, а ныне — чистое поле с руинами до стен Кремля. (Проект был опубликован в одном из недавних номеров «АиФ».) Многочисленные суды, начавшиеся несколько лет назад после проведения открытого международного конкурса, не только отодвинули сроки начала строительства, но и повлияли на стоимость работ. Она возросла чуть ли на 50%. Но г-на Чигиринского это не пугает, он предполагает, что все спорные вопросы будут улажены к концу года. Тогда начнутся и строительные работы по возведению комплекса зданий на месте бывшей «России».

Смотрите также: