При этом глава государства поставил перед министрами несколько вопросов: «Какие существуют внутренние и внешние риски и, самое главное, какие дополнительные меры необходимо предпринять, чтобы не только сохранить эту тенденцию, но и добиться того, чтобы на рубеже 2020 года российская экономика вышла на темпы выше среднемировых?»
На эти вопросы в своей статье отвечает академик РАН, заведующий кафедрой РАНХиГС Абел Аганбегян.
Спад закончился, но...
Показатели развития экономики России за 4-й квартал 2016 г. и первое полугодие 2017 г. действительно свидетельствуют о преодолении двухлетнего экономического спада, рецессии, которую мы переживали в 2015-2016 гг.
Главная причина заметного улучшения экономических показателей — резкое, в 1,3 раза, увеличение нефтяных цен. Средняя цена российской нефти марки Urals за прошедшие месяцы 2017 г. достигла 52 долл., в то время как в тот же период прошлого года баррель стоил 39 долл. В связи с этим размер экспорта увеличился в январе — июле 2017 г. на 29,5% и потянул за собой другие экономические показатели. А в 2016 г. таким локомотивом послужил рост добычи топливно-энергетических ископаемых и сельхозпроизводства.
Однако все эти показатели по-прежнему ниже уровня 2014 г.: размер ВВП — на 1,5%, промпроизводство — на 0,4%, объёмы строительства — на 7,4%, а инвестиций — на 6,3%. Потребуется ещё 2-3 года, чтобы восстановить экономику до прежнего уровня.
Не стоит забывать и о том, что небывалое сокращение инфляции в 2017 г. (до самого низкого уровня в современной России) — результат падения реальных доходов населения и розничного товарооборота. Денег у людей мало, торговля стоит — за три последних года, начиная со второй половины 2014 г., спрос населения сократился на 15%. Это, естественно, потянуло розничные цены вниз.
Сыграло свою роль в снижении инфляции и укрепление нашей валюты: курс доллара к рублю понизился с 66 руб. в 2016 г. до 58 руб. в 1-м полугодии 2017 г.
Реальные доходы и розничный товарооборот продолжили сокращаться и в 1-м полугодии 2017 г. Возможно, они выйдут на ноль в его второй половине. Но даже тогда эти показатели будут на 20% ниже достигнутого в 2014 г. месячного максимального уровня.
Не лучше обстоит дело с жилищным строительством — оно сократилось в январе — июле 2017 г. на 10,4%, а за 2 года — на 17%.
В 2013-2015 гг. у нас был естественный прирост населения, но за первые 6 месяцев 2017 г. рождаемость резко упала с 13,3 до 11,4 на 1 тыс. человек, смертность превысила рождаемость на 100 тыс. человек и перекрыла даже приток мигрантов. Так что численность населения России стала сокращаться.
Что впереди?
Большинство экспертов полагают, что всплеск роста инвестиций, промышленности и ВВП во 2-м квартале этого года был временным. Уже в июле его темпы снизились.
Дальнейшее снижение этих показателей будет связано с уменьшением прибыли предприятий (их финансовый результат снизился в 1-м полугодии 2017 г. на 10,9%, в то время как в период экономического спада 2016 г. он вырос на 5,3%). В первые шесть месяцев 2017 г. сократился также объём кредитования предприятий и организаций нефинансового сектора с 34 трлн до 32,8 трлн руб. При столь серьёзном недофинансировании экономический рост маловероятен и в дальнейшем, по прогнозам, не превысит 1,5%. Такая стагнация, застой может продолжиться вплоть до 2020 г.
Как сохранить и приумножить?
Социально-экономический рост страны в наибольшей мере зависит от того, какую долю ВВП создают инвестиции в основной капитал предприятий (здания, машины, оборудование и пр.) и вложения в «экономику знаний» (НИОКР, образование, информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии и здравоохранение), главную составляющую человеческого капитала. Эти показатели в России находятся на самом низком уровне: доля инвестиций в ВВП — 17%, «экономики знаний» в ВВП — 13%. Такие цифры не могут обеспечить экономический рост. В развитых странах, где ВВП растёт на 1,5-2%, эти показатели составляют 20 и 35%, а в развивающихся странах, в которых экономика в среднем увеличивается по 4-5% в год, — 30-35% и 15-20%.
Мы можем возобновить экономический рост, если перейдём к форсированному росту инвестиций в основной капитал и вложений в человеческий капитал по 8-10% в год. Это позволит начать массовое технологическое обновление устаревшей материально-технической базы страны и обеспечит рост интеллектуального уровня работников — главной производительной силы, их знаний и умений.
Эта новая социально-экономическая политика предполагает введение крупных мер по стимулированию экономического роста и серьёзных институциональных преобразований (структурных реформ). Пока таких мероприятий не видно и об их разработке правительственными органами ничего не слышно. Обсуждаемый проект госбюджета на период до 2020 г. всё сохраняет по-старому и по-прежнему будет тянуть экономику вниз. Обидно, что имеющийся потенциал развития нашей страны пока используется недостаточно — при огромных возможностях и возрастающих потребностях.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции