Виктория Никитина: В ожидании кризиса, с надеждой на себя

На большой экономический Гайдаровский форум я шла с упрямой надеждой раздобыть убедительные доказательства приближения светлого будущего. Раз власть говорит, что кризис у нас легче, чем в Европе, значит, и победить его проще. Логично?

   
   

Может, и логично. Да только побеждать его должна команда. Причём единомышленников. А вот с этим, похоже, беда.

Одни высокопоставленные экономисты убеждали аудиторию в том, что траектория кризиса непредсказуема, так как вирус не доморощенный. Другие уверяли: он — родной, рукотворный. И если поглубже ковырнуть экономические органы, то есть шанс разом ампутировать все финансовые болячки.

Наморщив лоб, группа пессимистично настроенных экспертов в очередной раз предлагала повысить возраст выхода на пенсию. Их более оптимистичные оппоненты буквально заткнули им рот, мол, на ближайшие 10 лет эта тема закрыта.

Кто-то из особо продвинутых предложил сажать вовремя не вышедших на заслуженный отдых граждан за парты: чтоб не выпадали из научной обоймы и приносили пользу отечеству. Но сразу выяснилось, что образовательные и социальные программы между собой не дружат. А потому к единству позиций и здесь прийти проблематично.

Не услышала общего одобрения и по поводу дальнейших шагов государства в сторону социальной поддержки населения. А в условиях дефицитного госбюджета эта тема станет острее пирамиды Хеопса.

Дело в том, что бОльшую часть социальных трат могут прописать регионам. Такая пилюля станет, если не смертельной, то грозящей комой большинству из них. У 60 % регионов казна уже дырявая. 84 % субъектов федерации в настоящее время живут за счёт федерального центра. Сейчас регионы тихо повизгивают. Но вскоре они научатся брать колоратурное сопрано. И тогда предложение Минфина увольнять губернаторов за бюджетные долги станет предпосылкой для рождения новой прослойки общества — армии безработных чиновников.

   
   

На форуме всерьёз обсуждался вопрос: а не привлечь ли в социалку частные инвестиции? То есть коммерсанты должны давать деньги на постройку детсадов, обслуживание пациентов больниц, помощь инвалидам. Идея радужная. Но утопичная. Конечно, административными мерами разбудить совесть у бизнеса в нашей стране умеют. Но это разовые инъекции. А для того, чтобы бизнесмены добровольно и с радостью встали в очередь на отдачу кровно заработанного народу (а не офшорам), надо, по крайней мере, завлечь его налоговыми послаблениями. На реальность такого никто даже не намекнул.

Бросив обсуждение зашедшего в тупик вопроса о местонахождении отечественных Клондайков, перешли к вопросам демографии. Выглядело это так: мы не знаем, на какие средства вы будете растить ваших детей, но всё равно рожайте — стране нужен демографический плюс. О как! Жить негде — социальной ипотеки как не было, так и нет (хорошо, что хоть молодым учителям дали какие-то льготы на покупку жилья). Пособие на детей такого размера, что домашние кошки съедают бОльшие суммы. Но вы рожайте! Авось выведем новый вид Хомо Сапиенс — без-еды-вырастающий?

Похоже Минтруд дезориентировало прекращение роста смертности над рождаемостью. На радостях от ожидания «естественного прироста населения» он снова дал понять, что сотни миллиардов рублей в год, уходивших на выплату материнского капитала, накрыл большой вопрос.

Ну, как тут не согласиться с директором Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяной Малевой, которая в своём выступлении заявила: «…Россия, по сути, является социальным государством, хотя скорее это протокол о намерениях, пока мы находимся в начале пути к этому состоянию…»

И совсем грустно стало после доклада Счётной палаты. Не скажу, что в нём было что-то уж очень новое. Но в очередной раз слышать про то, что деньги в стране есть, только используются они криво, согласитесь, не весело. Исправить ситуацию, конечно, пообещали. Только не в ближайшем будущем.

А что в ближайшем? Абсурд будет крепчать. А что ещё можно ждать от правительства, которое выдаёт 13 млн работающих пенсионеров за факт эмоционального омоложения населения, не признаваясь себе в том, что народ просто пытается выжить?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции