Валерий Керов, профессор Школы исторических наук Национального исследовательского университета Высшая школа экономики:
— Российская философия хозяйствования идёт от св. Иосифа Волоцкого, который ещё на соборе 1503 г. заявил: нужно зарабатывать деньги, чтобы строить храмы и кормить «убогих».
Капитализм на Руси был неотделим от этой деловой этики до времён Петра I, начавшего через колено ломать традиционный уклад. После же идеалом стала уже утратившая религиозные основы нравственности Европа, поклонение которой принимало анекдотические формы. В начале XVIII в. голландский купец впарил русским тянутое сукно и сбежал. Через несколько лет вернулся, надеясь, что про него забыли. Вдруг бежит слуга: «У дверей какие-то люди с бородами!» Голландец думает: бить будут. Но русские купцы бухнулись ему в ноги: «Отец родной, научи воровать правильно!» Научились...
В революционное безвременье перестреляли и выгнали всех тех, кто не хотел «воровать правильно». В 90-е пытались привить западную бизнес-этику. Но импортные ценности не прижились: начали с «бизнеса», а пришли к перестрелкам. Придуманные кодексы, даже основанные на православных традициях, тоже остались в умах авторов. Появится что-то новое — но на какой основе и когда? А дело долгое, прыгать через этапы нельзя: сначала формируется трудовая этика, потом деловая, потом социальная ответственность... Мы снова в начале пути.
Читайте также: Блага творившие... Что оставили Москве меценаты былых веков?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Рамиль Гарифуллин: «Взяточников нужно лечить» →
- Алексей Чадаев: Советские ацтеки →
- Пчёлы против мёда? →