Помощь малому бизнесу как хождение по граблям

Валерий Васильев. © / Коллаж АиФ

Валерий Васильев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике:

   
   

— На сегодняшний день в России более пяти с половиной миллиона субъектов малого и среднего бизнеса, в которых занято 17,8 миллионов трудоспособных граждан. Более 54% индивидуальных предпринимателей работают в сфере торговли. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны чуть больше двадцати процентов.

Эти цифры — яркое свидетельство слабого развития малого бизнеса в стране. Почему так происходит? Причин здесь несколько, но самое важное то, что мы постоянно наступаем на одни и те же грабли, допускаем одни и те же ошибки по отношению к малому бизнесу, непростительно часто меняем правила игры, а затем вынуждены эти ошибки корректировать и исправлять. Достаточно вспомнить решение о повышении налоговой нагрузки на бизнес через страховые выплаты, введенные для индивидуальных предпринимателей в 2013 году, которое привело к сокращению количества индивидуальных предприятий более чем на 500 тысяч, большинство из которых просто ушло в серую зону.

И вот теперь мы вынуждены вновь прорабатывать этот вопрос, создать максимально комфортные условия для, так называемых, самозанятых, которые позволят им заниматься бизнесом официально и без особых финансовых обременений.

Президент дал поручение создать при Уполномоченном по бизнесу специальную рабочую группу, которая должна выработать предложения по совершенствованию законодательства, в том числе и налогового, касающегося самозанятых граждан. Эти предложения должны быть подготовлены уже к началу осенней сессии. В частности, бизнес-омбудсмен считает необходимым внести изменения в раздел ГК РФ, касающийся предпринимательской деятельности граждан, и отменить для самозанятых государственную регистрацию, ограничившись предоставлением патента. С другой стороны, высказываются опасения, что данные поправки неминуемо повлекут за собой необходимость внесения существенных изменений в действующее законодательство. Так же остается пока открытым вопрос стоимости патента и необходимости регистрации данной категории работающих граждан в социальных фондах, а также взносах, которые самозанятые граждане должны будут вносить. Вопрос этот спорный, с одной стороны, минимальные взносы в фонды составляют около 20 000 рублей в год на одного работающего, но для определенных категорий самозанятых — это существенная, а , иногда, и непосильная выплата, а с другой стороны, насколько правомерно, по отношению к другим категориям работающих граждан, вводить для них льготные тарифы взносов в Фонд медицинского страхования или в Пенсионный Фонд?

Еще вопрос, который заслуживает серьезного внимания — это налоговые и надзорные каникулы для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса.

   
   

Эти вопросы обсуждали на самом высоком уровне, в том числе на Госсовете, посвященном малому бизнесу, их активно дискутируют на серьезных дискуссионных площадках и форумах. По ним были приняты соответствующие решения, но реализовать эти решения пока в полной мере не удается. В частности, когда речь заходит об исполнении решений по надзорным каникулам, то сразу же возникают противоречия между экономическими и правоохранительными структурами.

Не реализовано в полной мере и решение о налоговых каникулах. Реализация этого решения передана на региональный уровень и каждый регион вправе сам решать вводить или нет налоговые каникулы и на какой срок. На сегодняшний день мнения региональных властей по этому поводу разделились примерно поровну. Часть региональных руководителей считает, что подобного рода преференции не изменят ситуации с малым бизнесом в регионе в целом, а только будут стимулировать перерегистрацию предприятий, тогда как новых бизнес-структур создаваться не будет.

Осторожность региональных руководителей в решении вопроса по предоставлению налоговых льгот можно понять, поскольку налоговые поступления от малого и среднего бизнеса для регионального бюджета существенны, а дотационные регионы просто не могут от них отказаться. С другой стороны, именно в дотационных регионах необходимо активнейшим образом пропагандировать и реализовывать различные проекты по развитию малого и среднего бизнеса. Но, на мой взгляд, без дополнительных административных решений и мер со стороны государства здесь не обойтись.

Хочу также отметить, что вопрос нулевой ставки налогообложения будет положительно решен для определенных видов деятельности в научной, производственной или социальной сферах. И регион самостоятельно определяет какие конкретно виды деятельности подпадут под нулевую ставку налога. В этой связи, целесообразно регионам отдать на откуп и возможность расширять перечень сфер деятельности, для которых могут быть введены налоговые каникулы. Возможно, где-то целесообразно ввести нулевую налоговую ставку для вновь создаваемых медицинских учреждений, а где-то для учреждений образования и т.д. Так как ситуация в регионах очень разная и на месте проще выявить те сферы, где очень нужны новые малые предприятия, которым нужно было бы помочь в период их становления.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции