Отмена антироссийских санкций: выгода или риск?

Тимур Андреев. © / Из личного архива

Приход к власти Дональда Трампа многие связывают с отменой или хотя бы ослаблением антироссийских санкций. Сам избранный президент США в интервью The Wall Street Journal допускал отмену действующих в отношении РФ ограничений: «Если вы можете работать вместе, и если Россия действительно помогает нам, почему бы не отменить санкции, если кто-то вместе делает хорошие дела?».

   
   

Разумеется, больше шансов, что хотя бы часть санкций с России будет снята при Трампе, чем при Хиллари Клинтон. Какие недостатки и преимущества будут даже у гипотетического ослабления санкционного режима?

Напомню, что с введением эмбарго наша страна, прежде всего, лишилась доступа к иностранному капиталу и технологиям. С другой стороны, действие санкций — это государственная поддержка стратегических отраслей и политика импортозамещения. Последнюю можно ругать, спорить об ее эффективности и целесообразности, но она работает. Отмена двусторонних санкций может вернуть положение дел в отечественной промышленности и сельском хозяйстве в исходную точку. 

Агропромышленный комплекс, который с запретом импорта продовольствия из стран Запада получил серьезный стимул для развития и огромный объем инвестиций, попадает под удар первым. Приведу пример: в Россию запретили ввоз культивируемых грибов (шампиньоны, вешенки), производство которых у нас было практически не развито. За последние два года было заявлено 10 инвестпроектов по строительству грибных комплексов с объемом инвестиций в 28 млрд рублей. А сколько проектов появилось в области производства молочной продукции, мясной продукции, садоводства? Отмена санкций может привести к потере инвестиционного интереса в этих областях. 

Приведу другой пример, про технологии. Разрыв отношений с Украиной, который лежит в той же плоскости, что и охлаждение отношений с Западом, привел к потере поставщиков двигателей для авиационной и судостроительной промышленности. А в России уже готовы к запуску в производство собственные аналоги турбинных двигателей, а их производство у нас не могли наладить со времен Советского союза. 

После введения санкций перед металлургами встали государственные задачи по снижению доли импортной продукции высокого передела, и эти задачи постепенно выполняются. Перед предприятиями ТЭК стоят планы по увеличению доли закупок оборудования у российских производителей. Выросли требования по уровню локализации производств для иностранных компаний. В той или иной степени все это результат санкций. Снятие ограничений может снизить стимул развития собственного производства. 

С другой стороны, сейчас мы фиксируем повышенный интерес иностранных инвесторов к российскому рынку, многие сферы которого для них пока закрыты. Кризис потребления, образовавшийся в результате падения реальных доходов населения в последние годы, образовал огромный объем отложенного спроса, который может быть реализован при возврате экономики к росту. В этом для многих инвесторов видится большой потенциал российского рынка.

   
   

Еще одним фактором притяжения интереса инвесторов являются условия работы, сформированные в период действия санкций — те же программы по увеличению доли российской продукции на рынке предполагают активное развитие производств внутри страны. Видя обеспеченный рынок сбыта, иностранные инвесторы готовы вкладывать средства в развитие производства. Снятие санкционных барьеров приведет к росту объема иностранных инвестиций в Россию, что будет, безусловно, положительным фактором для российской экономики.

Чтобы минимизировать влияние отрицательных факторов при снятии санкций, необходимо сохранить вектор государственной экономической политики, направленной на импортозамещение, сохранить антикризисные меры поддержки экономики. После снятия санкций российские предприятия вновь столкнутся с жесткой конкуренцией со стороны иностранных компаний, поэтому нужно в любом случае продолжать развивать собственный независимый экономический потенциал.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: